ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «НАРОДНАЯ КУКЛА»
Оборожная Наталья Николаевна Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ «Металлург» г. о. Самара За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Обращение к народным традициям – один из способов их сохранения у молодого поколения. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь наши утерянные традиции. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делают человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, уверенными людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к своему краю, своему народу. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в достойной и занимательной форме знания о ее прошлом и настоящем. Я считаю, что формировать представления о культурных традициях своего народа можно через образ народной куклы. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Главной целью моей работы является создание условий для становления личности человека и гражданина, знающего, помнящего и любящего историю и культуру своего народа с самого раннего возраста, повышение интереса обучающихся к ручному труду, русской культуре через использование на занятиях методики изготовления традиционной народной куклы. Для решения поставленных задач использую теоретические и практические методы обучения. К теоретическим методам относятся: - рассказ - информация об истории создания куклы, видах кукол, функции и предназначении, истории костюма, о жизни и быте русского народа, о православных праздниках; - метод проектной деятельности: обучающиеся самостоятельно готовят проекты о народной кукле, крестьянском быте с применением ИКТ; - презентации, показ образцов готовых кукол или иллюстраций с изображением кукол, народных костюмов в книгах, журналах; - беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы. Практический метод включает: - знакомство с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол; - дети пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела; - участвуют в пошиве костюмов для инсценировки фольклорных обрядов. Взаимодействуем с детским объединением «Театр миниатюр». - Также предусмотрено посещение музеев. («Русская изба» в 47-й школе, и музей «Народных кукол» в 79-й школе). Применяю принцип дифференцированного подхода: -организовываю учебный процесс с учетом возрастных особенностей, создаю оптимальные условия для эффективной деятельности всех детей, перестраиваю содержание, методы, формы обучения. На вооружении также и принцип личностно-ориентированного подхода: учитываю индивидуальные особенности обучающихся, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например: беседа; продумывание костюма, конструкции куклы; изготовление тела куклы, декоративное оформление костюма. Вместе с детьми мы обсуждаем, как одеть ту или иную куклу, как ее украсить. Сначала мы куклу создаем традиционную, как создавали наши бабушки. А затем вносим в нее авторство. Вначале каждого блока (их три) мы изучаем литературу о народной кукле, о традициях крестьянской избы, беседуем о традициях русского народа, о народных промыслах. Разучиваем с детьми пословицы и поговорки, заклички, песни, играем на перемене в народные игры. Во время самостоятельной работы включаю народную мелодию. Затем в процессе занятий изучаем историю каждой куклы подробнее и изготавливаем её. Хочу отметить, что дети с удовольствием изготавливают кукол своими руками. Одна из форм результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение ребят. Данная форма работы помогает развивать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей. Лучшие творческие работы обучающихся участвуют в районных, городских, конкурсах и выставках по декоративно-прикладному искусству. В нашей творческой мастерской (в учебном кабинете) создан мини-музей по народным куклам. И он с каждым годом пополняется новыми экспонаты, изготовленными детьми. Музей наш выглядит в форме домика, внутри нее полочки (см ФОТО). Там расположены куклы по трем видам (обереговые, обрядовые, игровые) и к каждой из них прикреплена бирка с названием и краткимпредназначением. Но, помимо домика, есть ещё на стене народный календарь, изготовленный в форме круга. В ней куклы расположены по временам года и даже по месяцам. Объясняю детям, что есть куклы, которые приурочены к какому-либо событию (свадьба, рождение ребёнка), а есть куклы, которые изготавливались в определенное время согласно народному календарю (Рождество, Масленица, Пасха). В нашей мастерской много литературы в свободном доступе для детей: журналы, книги. Есть фотоальбом с куклами. И есть большая «Энциклопедия народных кукол», которая создавалась своими руками по мере пополнения музея новыми экспонатами. В этой энциклопедии есть подробная информация о каждой кукле нашего мини-музея. Подводя итог, хочется сказать, что патриотическое воспитание занимает центральное место в системе дополнительного образования. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов нашей страны. Свою дальнейшую работу планирую продолжить и развивать в этом направлении: посещать семинары, мастер-классы, фестивали и т.д.. Закончу словами М.Е. Салтыкова – Щедрина «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека. «Сделать учение радостным и интересным, творческим и мастерским» - вот девиз моей работы. Литература 1.Банников, В.Н.Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности./В.Н.Банников//Начальная школа.-2012-№8-С.41-45. 2.Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов. / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощеков, С.П. Подопригора, В.К. Полынова,О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс»,2010. 3.Дайн, Г.Л., Дайн, М.Б. Русская тряпичная кукла,-Культура и традиции,2007. 4.Дайн, Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература,2001. 5. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПб, «Паритет», 2003 г.