РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
Дунина Варвара Александровна, учитель-логопед, ГБОУ школа №4, г. Санкт- Петербург Фортунатова Диляра Усеиновна, учитель-логопед, МКОУ С (К) Ш №53, г. Новосибирск В современном в российском обществе сейчас остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речевого общения. Формирование и развитие культуры общения — это социальный заказ, порождённый потребностью общества. Именно поэтому создание необходимых условий для формирования культуры общения, как компонента коммуникативной компетенции у сегодняшних школьников, стало одной из важнейших задач, решаемых современной школой. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования навыков общения, умений устанавливать различные формы взаимодействий, взаимосвязей и коммуникативных отношений, формирования адаптивных форм поведения. Именно в этот период происходит в основном усвоение социальных норм, ценностей и коммуникативных правил. Вопросом развития социальных навыков занимались множество ученых, таких как, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова и другие. О скрытом потенциале детей с ОВЗ, резерве здоровых качеств, которые могут проявиться в благоприятных условиях образовательного учреждения и являются основой формирования и развития и их социализации говорят исследования ученых. Становление социализации — это формирование социальных умений, знаний и навыков, как основы благоприятного включения в социум детей с умственной отсталостью. Острота проблемы социализации обоснована в том, что: 1. Дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности в социальной адаптации. 2. Потребность формирования и развития социальных умений как основы успешной интеграции детей с нарушений интеллекта в обществе- социуме. Образовательное пространство наших школ, позволяет обучать детей с различной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), а также с тяжелыми множественными нарушениями развития. Данное смешение дает нам возможность работать в разных направлениях. Речевые нарушения у такой категории детей носят системный характер, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. У обучающихся могут наблюдаться: - все формы нарушений речи; - фонетико-фонематические нарушения; - нарушения лексического и грамматического строя речи; - несформированность импрессивной и экспрессивной речи; - слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; Эти нарушения характеризуются стойкостью и с большим трудом устраняются. Логопедическое занятие должно включать в себя не только коррекцию звукопроизношения и преодоление недостатков письма и чтения, но и множество других аспектов: - понимание обращенной речи, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей; - формирование у детей предпосылки к развитию самостоятельной устной речи; - обучение поддерживанию зрительного контакта с говорящим; - обучение использованию доступных речевых средств общения для сообщения информации о своем состоянии, выражении просьб, коммуникации в играх, в быту; - развитие слухового внимания и восприятия. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Успешность коррекционно- развивающей работы зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на ряду с традиционными методами обучения, мы используем и компьютерные технологии. В рамках системного подхода коррекции речевых нарушений, повышает мотивацию к обучению и дает хорошие результаты компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры". Так же хорошую динамику показывает включение в занятия элементов фонетической и логопедической ритмики. На базе ГБОУ школы №4 создана уникальная база для успешной социализации обучающихся с нарушениями интеллекта и РАС включающая в себя тренировочные квартиры и модель многофункционального центра (МФЦ), а также багетную мастерскую, где обучающиеся развивают и совершенствуют навыки ведения домашнего хозяйства, а также формируют умения, связанные с решением бытовых экономических задач и необходимые для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства. Также созданы две мастерские (столярно-багетная и швейная) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и это способствует формированию механизмов социализации у подростков. В рамках проведения уроков социально-бытовой ориентировки, технологии и других уроках получают жизненно важные навыки. В ходе данных занятий обучающимся предлагаются «речевые клеше», которые они смогут приметить как на уроке, так и в самостоятельной жизни. Благодаря терминалам-тренажёрам дети получают первый опыт работой с терминалом, в ходе которой познают процесс оплаты каких- либо операций (оплата мобильной связи, снятие наличных денег и т.п.), написание и заполнения форм заявлений, что в дальнейшей взрослой жизни позволит чувствовать себя более уверено. При помощи тренировочных квартир некоторые ребята впервые познакомились с такой техникой, как посудомоечная и сушильные машины. В ходе занятий педагогами отрабатываются такие на первый взгляд для обычного человека примитивные навыки, как сервировка стола, умения работать с бытовой техникой, но для лиц с нарушениями интеллекта и РАС это очень значимо. Данные навыки позволят в дальнейшем развитию навыков самообслуживания и возможного трудоустройства обучающихся. Мы глубоко убеждены, что специально создаваемые условия в образовательных учреждениях, при которых пользование речью становится необходимостью, поможет обучающимся с нарушениями интеллекта и РАС развить навыки общения, овладеть речевой культурой в целом, чтобы в дальнейшем стать полноценным участником коммуникативного взаимодействия в современном обществе.