ИГРА С ПЕСКОМ - СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аюпова Гульнара Ильдусовна воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ «Детский сад №177 комбинированного вида Советского района г. Казани
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
В современной системе образования педагоги используют все имеющиеся возможности и ресурсы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К одним из наиболее увлекательных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность. Игровая деятельностьявляется одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. А понятие «игровые педагогические технологии»включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В системе обучения обладает чётко поставленной целью и соответствующим ей результатом. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, речи, облегчает образовательный процесс, формирует положительные качества, как нравственные нормы и правила поведения, которые необходимы для дальнейшей деятельности, гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность. Как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь деятельность по развитию речи у детей не может и не должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Постоянно возбужденные, невнимательные дети требуют к себе повышенного внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком. Метод, песочная терапия, был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена для детей психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Песочная терапия - это уникальный способ общения с миром и с самим собой, даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному, снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Ребенок часто словами не может выразить свои чувства, а игра с песком- это естественная и доступная форма деятельности и она приходит ему на помощь. Цель терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Она является одной из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя развивающие и обучающие занятия, строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком. Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины - словом, любые объекты, которые можно использовать в игре. Работая воспитателем по обучению детей татарскому языку, на занятиях использую этот метод. Он очень хорошо подходит для закрепления и повторения пройденных тем. Можно взять любую игру, например, «Что я закопала в песок», «Необыкновенные следы», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Песочная кулинария», «Поймай предмет», «Остров сокровищ» и т.д. Во время игр не только закрепляется тема, но и развивается внимание, память, наблюдательность, тактильная чувствительность, воображение. Детям очень нравится, они с удовольствием играют и всегда стараются выполнить задание до конца. Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное. Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы. Использование данного метода в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать эмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить внимание, память, воображение, образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук. Гармоничное сочетание традиционных методов и приемов воспитания с применением игр с песком в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи, формирование социального опыта у дошкольников, развивать творческую самостоятельность, личности ребенка. 1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии»). 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006. – 208 с. 3. Песочная терапия в развитии дошкольников. / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.