Конференции

ИГРА С ПЕСКОМ - СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аюпова Гульнара Ильдусовна
воспитатель по обучению татарскому языку
МБДОУ «Детский сад №177 комбинированного вида
Советского района г. Казани

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский


В современной системе образования педагоги используют все имеющиеся возможности и ресурсы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. К одним из наиболее увлекательных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность.
Игровая деятельность является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
А понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В системе обучения обладает чётко поставленной целью и соответствующим ей результатом.
Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, речи, облегчает образовательный процесс, формирует положительные качества, как нравственные нормы и правила поведения, которые необходимы для дальнейшей деятельности, гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность.
Как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики не всегда приводит к высоким результатам.
В первую очередь деятельность по развитию речи у детей не может и не должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Постоянно возбужденные, невнимательные дети требуют к себе повышенного внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия песком.
Метод, песочная терапия, был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена для детей психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу.
Песочная терапия - это уникальный способ общения с миром и с самим собой, даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному, снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Ребенок часто словами не может выразить свои чувства, а игра с песком- это естественная и доступная форма деятельности и она приходит ему на помощь.
Цель терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Она является одной из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя развивающие и обучающие занятия, строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком. Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины - словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Работая воспитателем по обучению детей татарскому языку, на занятиях использую этот метод. Он очень хорошо подходит для закрепления и повторения пройденных тем. Можно взять любую игру, например, «Что я закопала в песок», «Необыкновенные следы», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Песочная кулинария», «Поймай предмет», «Остров сокровищ» и т.д. Во время игр не только закрепляется тема, но и развивается внимание, память, наблюдательность, тактильная чувствительность, воображение. Детям очень нравится, они с удовольствием играют и всегда стараются выполнить задание до конца. Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное.
Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.
Использование данного метода в работе с дошкольниками дает возможность гармонизировать эмоциональное состояние детей, успешно подготовить их к школе, развить внимание, память, воображение, образно-логическое мышление, процессы саморегуляции, развить сенсорно-перцептивную сферу, творческий потенциал, формировать коммуникативные навыки, тренировать мелкую моторику рук.
Гармоничное сочетание традиционных методов и приемов воспитания с применением игр с песком в воспитательно-образовательном процессе ДОУ позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи, формирование социального опыта у дошкольников, развивать творческую самостоятельность, личности ребенка.
1.         Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл», «Эксмо», 2006. («Библиотека всемирной психологии»).
2.         Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». — СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
3.         Песочная терапия в развитии дошкольников. / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.

2022-02-28 08:48 Февраль 2022