Фадеева Галина Викторовна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №400», г.Пермь Всем, наверное, знакомо стихотворение Агния Барто «Милочка копилочка», дети сами того не зная, становятся коллекционерами, для них это игра, общение между сверстниками, неподдельный интерес к находкам и пополнение своей «Сокровищницы». …Только вдруг раздался стук, и у Милы из кармана что-то выкатилось вдруг. Покатились из прорехи и катушки и орехи, камни, запонки и пробки, бритва папина в коробке… В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуально это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые. Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. Наши групповые коллекции: коллекция магнитов, динозавров, открыток и многое другое
Кто такой коллекционер? Коллекционирование – целенаправленное собирательство каких-либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека. Формальное определение гласит: "коллекционирование - это вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой". Коллекционировать - собирать коллекцию каких-нибудь предметов. Коллекция - систематизированное собрание каких-нибудь предметов. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей: -Расширяет кругозор детей -Развивает познавательную активность -Развивает внимание, память, умение наблюдать, обобщать, выделять, комбинировать -Малыши учатся общению Коллекционирование является: -Доступным -Интересным -Результативным Виды коллекционирования Существует огромное количество видов этого увлекательного хобби, большинство из которых имеет свои нормативные названия. киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек. легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego. плангонология – собирание разных кукол. филолидия – собирание упаковок. филателия – собирание почтовых марок. бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге. нумизматика – собирание различных монет. Особенность коллекционирования заключается, согласно основным требованиям ФГОС ДО, «в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных решений». Требования к коллекциям детей дошкольного возраста: -Коллекция должна иметь представительный вид: альбом, большую коробку с ячейками (стаканчиками) одинаковой формы и размера и т.п. -Экспонаты должны быть чистыми -Безопасны Использование коллекции Коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира); в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры; в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд; в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий; в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря; в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества — рисунки, аппликации, макеты; в конструировании. Коллекционирование — как форма нетрадиционного обучения дошкольников, позволяет расширять и углублять познавательные интересы детей. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Дети, которые занимаются коллекционированием умнее тех детей, которые не знакомы с данным видом деятельности. Это связано с тем, что у дошкольников формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения. Таким образом, использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании — систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко, или улетающий осенний листок.