Конференции

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ ОСВОЕНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ

Павлова Татьяна Олеговна
Магистрант 2 года обучения
ТГПУ
г. Томск
Переход современного общества от индустриального к информационному способствовал модернизации образования, переходу от знаниевого к компетентностному подходу. Данные изменения нашли свое отражение и в системе дошкольного образования, которая, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», является первым уровнем системы образования России.
Принятие ФГОС дошкольного образования ориентирует сегодня дошкольное образование на формирование компетентностей у детей дошкольного возраста, развитие возможностей самостоятельно, без постоянной опеки и помощи взрослого, ориентироваться в окружающей действительности. Задача взрослого меняется принципиально: для детей он становится советчиком и помощником в познании окружающего мира.
Вследствие этого возникла необходимость в создании таких условий, чтобы:
• во-первых, использовался ведущий вид детской деятельности – игра;
• во-вторых, была возможность для развития компетентностей у детей дошкольного возраста;
• в-третьих, дети имели возможность познавать окружающий мир
Все это возможно организовать в ходе конструктивной деятельности.
Конструктивная деятельность тесным образом связана с игрой, ведущим видом детской деятельности. По мнению А. С. Макаренко, игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности, культуру». В ходе конструирования дети получают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учатся самостоятельности, тем самым расширяются возможности детей дошкольного возраста, появляется уверенность в собственных силах. Создавая объекты из строительного материала, из деталей конструктора, дети познают окружающий мир, учатся творить, создавать новое своими руками.
Следующий этап развития конструктивной деятельности – знакомство с основами робототехники, способствует развитию креативного мышления, формированию основ инженерной грамотности (умение работать со схемами, чертежами). Таким образом, дети переходят от позиции потребления к позиции созидания, что является одной из главных воспитательных задач современного общества.
В настоящее время определенное количество детей относится к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, которое отвечает их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Проблема обучения конструированию в специальной педагогике и психологии изучалась О.П. Гаврилушкиной, Л.А. Головчиц, А.А. Катаевой, И.И. Мамайчук, Г.И. Обуховой, Л.А. Ремезовой, Л.И. Солнцевой и др.
Анализ специальной литературы позволил обозначить основные причины недоразвития конструирования у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
- недоразвитие мотивационной сферы, что ведет к недостаточному побуждению выполнения заданий конструктивного характера;
- ограниченный круг представлений об окружающем в целом и пространственных представлений, в частности;
- незрелость перцептивных действий, таких как идентификация и отнесение к сенсорному эталону;
- недостатки активности и концентрации произвольного внимания;
- недостатки объема оперативной памяти, что требует более частого сравнивания моделируемого объекта с образцом;
- недоразвитие мыслительной деятельности, особенно практических ее форм, а также пространственного анализа, умения анализировать целое через составляющие его части, строить умозаключения по аналогии, дифференцировать существенное и второстепенное;
- недоразвитие речи, особенно ее планирующей функции (в форме развернутого словесного формулирования стратегии действий, как во внешнем, так и во внутреннем плане).
В исследованиях В.Г. Нечаевой и З.В. Лиштван подтверждается, что конструктивная деятельность детей развивается в том случае, если представления об окружающей действительности этих детей достаточно сформированы и в них чётко отображены пространственные признаки предметов, их взаимоотношения. Для формирования этих представлений необходимо активное познание ребёнком окружающего мира и погружение в процесс самой конструктивной деятельности для реализации данных представлений.
Таким образом, у детей с ОВЗ развитие конструктивной деятельности протекает своеобразно. Это объясняется недостаточностью представлений об окружающей действительности.
Конструирование положительно влияет на овладение ребёнком способами мыслительной деятельности. Для того чтобы обучение конструированию было эффективным, его нужно организовывать с учётом особенностей мотивации деятельности и особенностей развития ребёнка с ОВЗ. Конструирование приобретает коррекционное значение лишь в том случае, когда методы формирования деятельности адекватны уровню и возможностям детей.
Анализ специальной литературы по теме исследования обосновывает идею введения робототехники, связанную с ее возможностями и решаемыми с ее помощью задачами.
В связи с этим на уровне ДОУ автором была разработана адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Путешествие с WeDoшей» с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей с ОВЗ, при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников.
Федеральный государственный образовательный стандарт и личностно-ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребенка с ОВЗ, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и поэтому данная программа востребована родителями, заинтересованными в развитии своих детей с отклонениями здоровья. Одним из ведущих направлений развития дошкольников с ОВЗ является техническое, в которое входит образовательная робототехника.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что дошкольников с ОВЗ необходимо социализировать и развивать. На данной программе дошкольники ОВЗ работают вместе со здоровыми и детьми норма развития. Они развивают свои коммуникативные способности, вместе с обычными дошкольниками выполняют задания педагога, учатся работать в паре и в группе. Безусловно, получают психическое и умственное развитие.
Кроме того, отличительными особенностями данной образовательной программы дошкольного образования от имеющихся аналогов является использование элементов проблемного обучения в ходе образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, а также задания по сборке и программированию роботизированных моделей предполагают вариативность – возможность облегчить или усложнить предлагаемые задания, ориентируюсь на уровень развития детей.
Расставлены акценты в календарно-тематическом планировании работы с детьми с использованием конструкторов с учетом основных дидактических принципов.
Уточнены методы отслеживания (диагностики) успешности овладения детьми старшего дошкольного возраста содержанием образовательной программы дошкольного образования «Путешествие с WeDошей»: игры-задания направленные на называние основных деталей конструкторов линейки Lego Education WeDo, а также называние основных механизмов и видов передач; педагогическое наблюдение, активности детей на занятии; игры-задания по сборке, программированию и «оживлению» роботизированных моделей.
В результате освоения программы к концу обучения дети должны овладеть знаниями:
- знаниями правил безопасной работы на компьютере, с образовательной робототехникой Lego Education WeDo;
- знаниями основных видов передач в роботизированных моделях;
умениями:
- умениями определять, различать и называть детали конструкторов Lego Education WeDo 9580;
- умениями конструировать роботизированные модели по схеме (инструкции по сборке) и по образцу; по модели.
- освоения понятий конструкции роботизированной модели и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости);
- умениями элементарного программирования и «оживления» созданных роботизированных моделей;
- умениями рассказывать о роботизированной модели, ее составных частях и принципе работы (основных видах передач, механизмах работы).
- умениями в сфере коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослым.
навыками:
- коммуникативными навыками, навыками сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослым;
- навыками начального технического конструирования роботизированных моделей.
Педагогическая апробация проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 37» г. Северска Томской области. Исследование проводится с сентября 2022 г. по апрель 2022 г. Контрольная и экспериментальная группы включали в себя по 20 детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе исследования была проведена работа по изучению уровня сформированности конструкторских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с методиками «Кубики Кооса» (С. Коос), «Лабиринт» (Л.А. Венгер), «Домик лесника» (У.В.Ульенкова)
Анализ результатов проведенного данного диагностического исследования детей с ограниченными возможностями здоровья позволил установить, что большинство находятся на низком уровне сформированности конструктивной деятельности. Это стало основой разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет «Путешествие с WeDoшей». Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом условий образования детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Реализация программы проходит с сентября 2022 г. по апрель 2022 г.
С целью выявления динамики сформированности конструктивной деятельности детей по Программе «Путешествие с WeDoшей» в экспериментальной и контрольной группах в апреле 2022 г. будет проведено контрольное диагностическое обследование на основе использования того же диагностического инструментария, что и на констатирующем этапе.
Предполагаю, что апробация программы будет успешно пройдена, поскольку ученики показывают заинтересованность данным направлением.
2022-02-28 12:27 Февраль 2022