ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Голубева Ирина Андреевна, учитель начальных классов, ГБОУ АО «Северодвинская СКОШИ», г. Северодвинск. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью. Не только содержание учебных предметов, отраженных в учебниках существенным образом влияют на формирование знаний учащихся, а также методы и формы, используемые учителем на уроке. Что касается категории учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью), на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Узость, замедленность протекания всех психических процессов, недостаточная мотивация протекают на фоне недостаточной познавательной активности детей, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания и применения изученного материала. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает ребенка к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, который ставит главную цель - развитие личности учащегося. Таким образом, учитель должен перестать быть для учащихся лишь источником знаний, а ученик же должен стать активным участником учебного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. В современной школе возникает потребность в расширении методического потенциала и в активных формах обучения. К таким активным формам обучения относится игра. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом. Игры, используемые в коррекционно-образовательной деятельности, выполняют следующие функции: § обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач); § диагностическую (дают возможность учителю логопеду диагностировать различные проявления ребенка); § терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении); § коррекционную (вносят позитивные изменения в становление личности ребенка); § развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным). Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты применяют различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др. Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания. Также при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: - игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. - соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития; - учет структуры дефекта; - подбор игрового материала с постепенным усложнением; - связь содержания игры с системой знаний ребенка; - соответствие коррекционной цели занятия; - учет принципа смены видов деятельности; - использование ярких, озвученных игрушек и пособий; - соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность. Поиск новых игр и методических приемов направлен на повышение эффективности обучения детей с ОВЗ, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше. Примерные игры, используемые на уроках русского языка для младших школьников с ОВЗ: 1) Игра «Рассели животных». Ребенку предлагается карточка с изображением домика, а также карточки со слогами и карточки с изображениями животных. Из слогов ребенку необходимо составить название животного, сопоставить его с изображением и поселить в домик. Затем прочитать все получившиеся слова; 2) Игра «Составь слово». Ребенку предлагается набор букв разного цвета. Необходимо разложить предложенные буквы по цветам, затем составить из них слова; 3) Игра «Подбери картинку» (используется для детей с ТМНР). Ребенку предлагается иллюстрация и несколько различных слов или предложений. Необходимо подобрать к картинке соответствующее слово, прочитать и записать его 4) Игра «Найди ошибку» 5) Игра «Кроссворд»; 6) Игра «Ребус». С помощью игровых приёмов поддерживается стойкий интерес к занятиям, появляется желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Результативность освоения учащимися содержания уроков с использованием игровых технологий можно изучить по данным диагностики в сравнении начальных показателей с конечными. Список использованной литературы: 1) Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. -- М.:ВЛАДОС, 2004. - 316 с. 2) Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М.Бгажноковой. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 181 с. 3) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.- 275с.