ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Довбий Юлия Юрьевна, учитель-логопед, МБДОУ ДС № 277, г. Челябинск Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к школе. Для реализации этой задачи необходимым условием является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах. В настоящее время число детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи растет, так как сформированная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе, важно устранить все недостатки в речевом развитии еще в дошкольном возрасте. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение цели: формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа. Задачами речевого развития являются: · овладение речью как средством общения и культуры; · обогащение активного словаря; · развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; · развитие речевого творчества; · знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; · развитие фонематического слуха; · формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то наибольший эффект работы по развитию речи должен быть получен именно с использованием различных игровых методов. Игровой метод – это основной метод работы с детьми. Во время игры ребенок овладевает навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра должна делать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи используют: · дидактические игры, включающие несколько компонентов (дидактическая задача, игровые действия, правила, обеспечивающие реализацию игрового содержания); · настольно-печатные игры (лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.); · словесные игры, среди которых народные игры, связанные с потешками, прибаутками, перевертышами; игры-загадки («Какое это время года?»), игры-предположения («Что было бы, если бы?»); · артикуляционные игровые упражнения в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов; · игровые образовательные ситуации: ситуации-иллюстрации (разыгрывание простых сценок); ситуации-упражнения (выполнение отдельных игровых действий и связывание их в сюжет); · подвижные игры, которые помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что способствует развитию памяти и речи; · компьютерные игры, мультимедийные презентации, сюжетные видеоролики, которые повышают у детей мотивацию к обучению и дополняют традиционные средства работы, активизируют коррекционный процесс; · игры-драматизации, литературно-музыкальные праздники, ролевые игры и др. Таким образом, можно сказать, что игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, представляет большой интерес в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, ведь с помощью игровых методов происходит всестороннее развитие ребенка. Игра помогает систематизировать знания, развивать мышление и воображение, способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху. Список литературы 1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с. 2. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - Спб: Детство - Пресс, 2013. - 160 с. 3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М. Мозаика - Синтез, 2006 - 56 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155).