ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИГР В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Захарова Валентина Викторовна, Воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7», Республика Мордовия, г. Саранск Воспитанию подрастающего поколения - это задача современного общества и непрерывный труд педагогов, довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих чад. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи педагогов. К одним из наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность, которая облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность обучающихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению. Игра – это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит нормы деятельности, способствующие приобщению к культуре и познанию действительности. Однако, несмотря на то, что влияние игровых методов на процесс обучения и воспитания достаточно изучено, они применяются на занятиях довольно редко. Для того чтобы правильно применять игровые технологии на занятиях, прежде всего, следует изучить виды и классификацию игр. Для начала нам необходимо дифференцировать просто игру от педагогической игры. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель, она тщательно продумана, структурирована и ее результат спрогнозирован. Существуют различные критерии классификаций педагогических игр. I. Классификация по виду деятельности: - активные физические, т. е. двигательные, подвижные. Такие игры рекомендуется использовать во время занятий, для того, что бы переключится с одного вида деятельности на другой, способствовать снятию напряжения у детей. - связанные с трудовой деятельностью. Такие игры имитируют общественные отношения, помогают приобщать воспитанников к хозяйственно-бытовому труду. - психологические игры, в них моделируются разного рода психологические ситуации. II. Классификация по характеру педагогического процесса, ради которого применяются игры: - обучающие, обобщающие, контролирующие, игры с элементами воспитания и дидактики. Такие игры применяются при усвоении новых знаний, выработки навыков и умений, дли проверки усвоенного материала. - познавательные, развивающие, воспитывающие зависят от тех или иных условий, в который реализуется учебная деятельность. - творческие игры дают возможность самовыражения через экспериментирования, развивают нестандартность мышления, раскрывают потенциал обучающихся. III. Классификация по методике преподавания: сюжетные, деловые, постановочные, ролевые. IV. Классификация по среде или окружению, в котором применяются игры: уличные, комнатные, компьютерные, настольные. V. Классификация по возрастному критерию: - дошкольный возраст (5-7лет); - младшие школьники (7-10 лет); - старшие школьники (11-16 лет) Игра – это уникальный феномен человеческой деятельности, которая помогает ребенку в становлении личности, в приобретении необходимого жизненного опыта. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из эффективных средств обучения и воспитания. Следуя данной классификации игр, педагогу не сложно будет использовать игровые технологии в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.