МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Макарьева Лилия Гейбатовна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ с. Васильевка Применение игровых технологий в начальной школе Применение игровых технологий обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или семинаре. Использование игр на уроках является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Интерактивные игры в начальной школе Интерактивные игры несут в себе образовательный потенциал, создают условия для проявления детьми учебной инициативы и могут быть включены в любой предмет школьной программы. Это одна из наиболее интересных и действенных форм интерактивного обучения. Игра для пар сменного состава "Ручеек № 1" Примечание: Эту игру можно использовать на урокематематики впервом классе. В процессе данной игры дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильного ответа. Число игроков должно быть нечетным. Учитель находится либо внутри учебной игры (является исполнителем, имеет свою карточку и передвигается вместе с детьми), либо вне ее (выполняет контролирующую функцию). Цели: • закрепить и обобщить знания о составе чисел; • отработать навыки контроля в паре. Оборудование: карточки с цифрами от 0 до 9 (количество карточек соответствует количеству игроков), свисток, губная гармошка и пр. Ход игры 1. Дети встают в пары друг за другом, как в игре "Ручеек", берут в руки карточки. 2. Лишний игрок водит. 3. Учитель дает задание - повторить состав, например, числа б. 4. По сигналу учителя (хлопку, свистку, звуку бубна, губной гармошки) водящий игрок произносит: "Все знают, что б - это 2 (поднимает вверх карточку с цифрой 2) и еще...". Далее водящий находит себе пару и добавляет:"... и еще 4". Берет за руку участника с цифрой 4. Вместе они встают в конец "ручейка". 5. Тот, кто остался лишним (например, участник с цифрой 1), становится водящим: "Все знают, что 6 - это 1 и еще..и т. д. 6. Игра заканчивается тогда, когда перечислены все варианты состава числа Игра для пар сменного состава "Ручеек № 2" Примечание: Игру можно использовать на уроке обучения грамоте (чтение слогов) в первом классе, на уроках математики (переместительное свойство сложения, таблица умножения и деления и т. д.). Цели: • отработать вход в диалог и выход из него; • закрепить и обобщить знания по теме. Оборудование: карточки с записью выражений (1 + б, 2 + 8, 3 + 5,4 + 3 и т. д.), колокольчик (для подачи сигнала). Ход игры 1. Учитель объясняет и отрабатывает с учениками ритуал входа и выхода из диалога: • поздороваться, пожав друг другу руки; • договориться, кто первый начнет диалог; • выполнить задание, поменяться ролями; • поблагодарить: "Спасибо за работу"; можно в стихотворной форме: "Потрудился ты не зря, тебе спасибо от меня"; • поклониться, пожать друг другу руки; • по сигналу учителя попрощаться. Выполнение ритуала строго обязательно! Впоследствии он редуцируется в более простую форму и станет привычным для детей. 2. Класс делится на две части. Дети встают попарно, напротив друг друга в две линейки. 3. По сигналу учителя игра начинается. Дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают найти значение выражений. 1-й ученик: внимательно прочитай мой пример и реши. 2-й ученик: сумма чисел 2 и 8 равна 10, или 2 + 8 получится 10. 1-й ученик: как удобнее сосчитать? 2-й ученик: к8 прибавить 2. 1-й ученик: объясни, почему? 2-й ученик: легче к большему числу прибавить меньшее. Затем ученики меняются ролями: второй ученик предлагает первому свое выражение и просит найти его значение. 4. Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются, и второй ряд делает шаг вправо (первый остается на месте). Произошла смена партнера. Оставшийся лишний игрок (в конце "ручейка") бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается. Игра для пар сменного состава "Карусель" Примечание: Эту игру можно использовать практически на любом уроке, например на уроке математики (сложение и вычитание в пределах 10, состав чисел, таблица умножения и деления, составление обратных задач, угадывание видов простых задач); при обучении грамоте (чтение слогов, двух-, трехсложных слов); на уроке русского языка (объяснение орфограмм в слове, подбор антонимов, синонимов, определение частей речи); на уроке литературного чтения (объяснение значений слов и т. д.). Цели: · задать динамичный темп для ведения диалога (учимся беречь время!); · закрепить и обобщить знания по определенной теме. Оборудование: карточки с записью выражений: 2 х 8; б х 3; 3 х 4; 5 х 2 и т. д.; погремушка (для подачи сигнала). Ход игры 1. Ритуал входа и выхода из диалога такой же, как в игре "Ручеек". 2. Класс делится на две равные части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так, чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно (ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего). Если детей нечетное количество, то либо один из них выполняет задание по просьбе учителя, либо учитель встает в круг. 3. По сигналу учителя дети начинают игру. 4. Пары "карусели" приветствуют друг друга, выполняют задание, меняясь ролями. 1-й ученик: найди значение выражения 2x8. 2-й ученик: шестнадцать. (Если ошибка - попросить объяснить.) 1-й ученик: правильно. 2-й ученик: теперь посмотри на мою карточку. (На карточке: 2 х 9.) 1-й ученик: восемнадцать. 5. По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу. Игра для пар сменного состава "Карусель в двух группах" Примечание: Благодаря этому приему повышается плотность, эффективность урока (за 7-8 минут - сразу две формы работы, больший объем содержания). Во время игры учитываются способности детей: первая группа, "кружась на карусели", читает слоги, а вторая - двух-, трехсложные слова (или дети из первой группы предлагают друг другу по одному примеру, а дети из второй группы - по два примера). Ход игры 1. Учитель раскладывает перед детьми жетоны с изображениями сказочных героев, например Карлсона и Винни Пуха. Половина жетонов - с одним героем, другая - со вторым. 2. Ребята, сидя за партами, выбирают понравившуюся картинку. 3. По сигналу дети с жетонами "Карлсон" во главе с учителем образуют первую группу и уединяются в уголке класса. Дети с жетонами "Винни Пух" во главе с ассистентом становятся второй группой. 4. Первая группа получает карточки с более легкими заданиями, вторая - с заданиями повышенной сложности. 5. Обе команды выстраиваются в две "карусели" и по сигналу начинают движение. 6. Учитель контролирует работу в первой группе, ассистент - во второй. Внимание! Чтобы ученики правильно выбрали группы в соответствии с уровнем развития, учитель может использовать прием заранее спрогнозированного выбора (применить т. н. микропедагогику), тактично посоветовав ученику сегодня выбрать Карлсона и т. д. Игра для пар сменного состава "Пересадки" Примечание: Игра представлена на примере урока литературного чтения. Цели: · закрепить и систематизировать знания учащихся по теме"Сказки-несказки В.В. Бианки"; · отработать в парах этапы ведения сочетательного диалога: вход, поддержание, выход, учет результатов. Оборудование: индивидуальные карточки с текстами (например, сказки-несказки В.В. Бианки "Крот и Заяц","Лягушонок и Ящерка","Коростель и Грач","Белка и Енот","Медведь, Енот, Еж и Мышь" и др.). Ход игры 1. Дети выбирают карточки с текстами. 2. По сигналу учителя ребята начинают двигаться по классу в поисках партнера с другим текстом. 3. Встретившись со свободным партнером и поприветствовав его, садятся рядом с ним за парту на незанятое место. 4. Первый ученик предлагает второму прочитать по ролям текст своей карточки и выполнить задания. 5. Второй ученик предлагает первому свою карточку (т. е. происходит обмен заданиями). 6. По сигналу учителя партнеры прощаются и расходятся в поисках новой встречи. 7. Игра заканчивается, когда дети сменят четвертого, пятого партнера (меняя партнеров, учащиеся пересаживаются "по горизонтали" или "по вертикали", отсюда название игры - "Пересадки"). Игра для пар сменного состава "Школа разведки" Примечание: Игру можно использовать на любом уроке, например на уроке русского языка по теме "Части речи". Цели: • отработать навыки взаимоконтроля в паре; • обобщить знания по теме "Части речи". Оборудование: · карточки с названиями частей речи: "Глагол", "Существительное"; · карточки со словами: "играет", "рисовал", "будет петь", "снег", "река", "мама", "красный", "теплое" и т. д.; · карточки с вопросами:"Что делает?","Кто?","Что?","Что делал?","Какой?","Какое?"и т. д.; · бубен (для подачи сигнала).
Ход игры 1. Детям объявляют, что они поступили в "школу разведки" (антураж может быть и другим, это лишь вариант). 2. Раздаются "секретные карточки-пароли", их пока нельзя никому показывать. 3. Те, у кого карточки с названиями частей речи (существительное, глагол - таких детей двое), будут разведчиками-генералами. 4. Главная цель разведчиков-генералов: собрать команду - подпольную группу и наибольшее количество информации. 5. Остальные дети берут в руки карточки со словами и вопросами. 6. По сигналу учителя два разведчика-генерала "Существительное" и "Глагол" отправляются в путь. Встречаясь, собирают команды. Генералы объединяют слова по группам: в первой группе объединяются слова, обозначающие предметы, и вопросы, на которые отвечают имена существительные; во второй группе - слова, обозначающие действия предметов, и вопросы, на которые отвечают глаголы. 7. Ребята каждой группы могут встать в круг, взявшись за руки, или изобразить паровозик, который набирает пассажиров. 8. В конце игры каждая группа должна доказать правильность такого распределения по командам (вспомнить правило и т. д.). Игра для пар сменного состава "Иду в гости" Примечание: Эту игру можно использовать на уроке русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее". Цели: • закрепить полученные знания; • отработать вход в диалог и выход из него. Оборудование: • специальные карточки с заданиями (по количеству "хозяев"); • ручки и карандаши для выполнения письменных заданий. Ход игры 1. Объяснить алгоритм работы с карточками. 2. Отработать ритуал входа и выхода из диалога. Выполнение ритуала строго обязательно (впоследствии он редуцируется в более простую форму и станет привычным для детей). Ритуал входа и выхода: • действия гостя: - найти свободного "хозяина"; - постучать; - поздороваться; - после приглашения сесть с "хозяином" и "съесть угощение", т. е. выполнить предложенное задание; - получить оценку; - попрощаться; - найти нового свободного "хозяина" и повторить цикл; • действия хозяина: - поздороваться с "гостем"; - пригласить войти, сесть; - "угостить заданием". Каждому гостю дают только один вопрос, пример или одно предложение из карточки; - если "гость" выполнил задание и объяснил его - поставить оценку ("вручить подарок"); - ждать следующего "гостя", зазывая его пригласительным жестом. Затем повторить все сначала (второму "гостю" предложить второе "угощение"- задание). 3. Разделить класс на две равные части: "хозяева" и "гости". "Гости" выходят к доске и ждут сигнала. "Хозяева" рассаживаются так, чтобы рядом было свободное место. Учитель или ассистент раздают карточки. 4. "Гости" ищут свободного партнера, отмечаются (записывают в первой графе карточки свои имя, фамилию), выполняют задание (во второй графе карточки), "хозяева" проверяют и оценивают работу. Учитель помогает найти свободное место и соблюдать правила дружной работы. 5. Игра заканчивается по сигналу учителя. 6. Подведение итогов. В целях экономии времени подвести итоги можно выборочно. Попросить двух-трех хозяев рассказать о том, кто приходил к ним в гости и как они справились «угощением», т. е. заданием. 7. Остальные карточки учитель проверяет после уроков и выдает с комментариями на следующий день. Внимание! Если учителю по ходу игры нужно дать кому-то указания, то говорить следует так, чтобы их слышал только тот, кому они адресованы. Громкие замечания прерывают игру. И дети, и учитель выполняют правила дружной работы: • работая в паре, я вежлив и внимателен; • говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнер; • вторгаться в работу другой пары запрещено. Нужно подождать, когда кто-нибудь освободится. Игра для пар сменного состава и групп "Суета" Примечание: Игра представлена на примере урока литературного чтения по теме "Басни Л.Н. Толстого". Цели: • обобщить знания обучающихся по теме "Басни Л.Н. Толстого"; • развивать речь обучающихся; • учить ориентироваться в пространстве, осваивать правила работы в команде. Оборудование: • карточки с отрывками из басен Л.Н. Толстого (каждая басня печатается на листе, а затем разрезается на 3-5 частей по 3-4 предложения); • карточки с названиями басен; • карточки с вопросами для каждой группы; • ручки, карандаши, листы бумаги. Ход игры 1. Учитель раскладывает на столе карточки, на которых записаны отрывки из басен Л.Н. Толстого, и отдельно - карточки с их названиями. 2. Каждый ученик по сигналу берет одну карточку с текстом. 3. Обучающийся должен прочитать текст, вспомнить название басни, найти остальные части ее текста. 4. Дети передвигаются по классу, заглядывают в чужие карточки. 5. Таким образом, ребята объединяются в группы. Первая группа складывает басню "Лгун", вторая - "Муравей и голубка", третья - "Осел и лошадь" и четвертая - "Лев и мышь". Получаются разноуровневые группы: у одних басня короче, у других - длиннее, сложнее. 6. Внутри каждой группы начинается дискуссия в соответствии с предложенными на карточках вопросами. Время работы групп ограничено. 7. После работы в группах по сигналу учителя начинается отчет представителей от каждой группы. Вопросы: 1. Почему осел попросил помощи у лошади? Что сделал хозяин после смерти осла? 2. Почему мальчика называли лгуном? Сколько раз мальчик обманывал мужиков? Что случилось со стадом? 3. Как голубка помогла муравью? Как муравей отблагодарил голубку? 4. Какова основная мысль басни "Лев и мышь"? Подходит ли к этой басне пословица "Добра желаешь - добро и делай"? Игра "Разбегалочки" Примечание: Игра представлена на примере урока математики в первом классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10". В этой игре ребенок может работать один, в паре или в группе; имеет возможность выбрать карточку низкого, среднего или высокого уровня сложности. В ходе игры дети должны учиться быстро, тихо, без суеты занимать места в соответствии с пиктограммами. Цели: • закрепить, систематизировать знания по теме; • запомнить пиктограммы, их значение. Оборудование: • крупное изображение на подставках каждой пиктограммы в отдельности; • мелкие "пиктограммы-посредники" (по количеству учеников в классе); • набор индивидуальных, парных, групповых карточек различного уровня сложности, соответствующих теме урока. Ход игры 1. До начала игры учитель и ассистент расставляют крупные пиктограммы на подставках в определенные места класса. Таких "игровых зон" получится три. 2. Учитель раскладывает карточки с заданиями. В первую "игровую зону" с пиктограммой ☺ ☺ - парные карточки различного уровня сложности. Во вторую с пиктограммой ☺ ☺ ☺ ☺ - групповые карточки. В третью с пиктограммой ☺ - индивидуальные карточки. 3. Дети выбирают мелкие "пиктограммы-посредники". 4. По сигналу учителя дети бегут в ту "игровую зону", которая обозначена на "пиктограмме - посреднике". 5. Дети сверяют пиктограммы и пожимают друг другу руки, если все правильно. Прибежавшие "не туда" ученики вслух объясняют ошибку и исправляются. 6. Дети выбирают карточки с заданиями, выполняют их и отчитываются [17, с. 64]. Вывод: в учебном процессе применяются различные модификации игр, и каждая уникальна и востребована по-своему. Результативность различных игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Заключение О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза. Познавательные мотивы: 1. Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). 2. В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера. 3. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса. 4. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш). 5. Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. 6. В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа. 7. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.