ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хабибулина Зиля Хамитовна, воспитатель, ГБОУ ООШ № 2 пгт Смышляевка СП "Детский сад" Слайд №1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Зиля Хамитовна. Сегодня я представлю вашему вниманию методическую разработку проекта «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры на примере проектной деятельности». Слайд №2 Россия всегда была многонациональным государством. Регион Поволжье - не является исключением, ведь в нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья. Для того чтобы дети прониклись красотой национального быта необходимы специальные условия. Поэтому возникла идея создания в ДОУ мини-музея «Народы Поволжья». Слайд №3 Цель проекта: приобщение к традиционной народной культуре народов Поволжья. Задачи: познакомить детей с народными традициями народов Поволжья. сформировать у детей представления о народах, живущих в Поволжье (русские, татары, мордва, чуваши); формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры; обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты; формирование у детей доброжелательное отношение к представителям других национальностей Слайд №4 Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать музей на 2этаже ДОУ на тему: «Народы Поволжья». Идею создания подсказали сами дети. Когда перед коллективом встала задача реализации национально-регионального компонента, мы предложили такой вариант: знакомство с национальными традициями, культурой, бытом, воспитание патриотизма осуществлять путем приобщения детей к краеведческим материалам. Дело в том, что музей, пусть не совсем большой, а мини-музей «Народы Поволжья», находится рядом. Для него выделено небольшое пространство на втором этаже ДОУ. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требования музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «Мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики. Слайд № 5 Началось все с народных детских песен, сказок, потешек, игр, которые с детства знают взрослые, и любят дети. В повседневной жизни – в семье, в гостях, на улице – малыши окружены современной музыкой, вещами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Знакомство с народными песнями, изобразительным искусством, обрядами, традициями разных народов воспитывает у детей эстетические чувства, патриотизм. Думаю, что все жанры народного творчества должны включаться в быт и в повседневную деятельность детей. В работе с детьми использовались разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические. Слайд № 6 Родители воспитанников были заинтересованы и хотели, чтобы их ребенок получил как много больше знаний. Каждый родитель хотел поделиться традициями своего народа, поэтому активно принимали участие в сборе музейных экспонатов. Взаимодействие педагога и родителей построено по принципу сотрудничество, что обусловливает эффективность процесса приобщение дошкольников к культуре разных народов. Слайд № 7 Каждый экспонат в нашем мини- музее несет огромную пользу для дальнейшего использования как с детьми, так и во взаимодействии с родителями. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками и поделками. Слайд № 8 Рассматривая иллюстрации с костюмами народов Поволжья, дети подали идею на создание коллекции кукол в национальных костюмах. И назвали мы их «Хоровод дружбы». Слайд № 9 Изучая культуру и быт народов Поволжья, мы узнали, что у каждого народа есть своя национальная кухня. Так появилась идея создания мини-библиотеки, в которой будут представлены книжки-малышки по шаговому приготовлению национального блюда. Слайд № 10 Мероприятия с посещением мини музея способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков. Ценность мини-музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Национальные костюмы и предметы быта мы активно используем на фольклорных праздниках, где дети знакомятся с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Все это создает у детей сильную мотивацию к познанию, вызывает интерес и желание узнать как можно больше. Слайд № 11 Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник народов Поволжья. Например, праздники осени проходят как «Осенняя ярмарка» в русских народных костюмах. Слайд № 12 Особенно воспитанникам нравятся «Колядки». Ряженые дети поют песни, частушки, рассказывают стихи, играют в народные игры, а добрые хозяева одаривают колядовщиков угощениями. Слайд № 13 Впереди нас ждут праздники-встречи прилета птиц у русских – «Жаворонушки» (Сорок). У татар и башкир бэйрэм (праздник) «Карга туй» или «Карга буткасы», связан с прилетом первых птиц- грачей. Слайд № 14 Ну и,конечно же, обязательно проведем проводы зимы: у русского народа – «Масленницу», у народов татар, башкир, казахов, таджиков -это «Навруз», у чувашей – «Саварни» (чувашская масленница), у мордвы- «Мастя». Также нашу группу посещают армяне, поэтому хотелось бы затронуть праздник Армянской масленицы – Бун Барекендан Слайд № 15 Наш мини-музей «Народы Поволжья» пополняется изо дня в день. Результаты проекта: Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях. Укрепление образовательного поля «ребенок-семья - учреждение-общество». Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства. Перспективы развития проекта - максимально использовать возможности музея в воспитательном пространстве. - подбор и пополнение художественной литературы, детских художественных фильмов, детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов; - аудиозаписи народов Поволжья. -пополнение альбомов и экспонатов музея; -мастер-классы для воспитателей и родителей; - написание книжек-малышек или большой книги о народах Поволжья.. - продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в ДОУ. - Создание «Русской избы», как продолжение мини-музея «Народов Поволжья» Спасибо за внимание.