ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТАХ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Максимова Валерия Алексеевна, студентка 5 курса историко – лингвистического факультета, Щенина Татьяна Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики ГГПИ им. В. Г. Короленко, г. Глазов Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гласит об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, осуществляемой в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, (Далее РФ) реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования. Тем самым, главный образовательный закон РФ подчеркивает необходимость экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, направленной на эффективное обучение в условиях развития и новых запросов общества. Один из принципов, на которых базируется правовое регулирование в сфере образования, в соответствии с ФЗ от № 273-ФЗ, говорит о защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства. Согласно статье 66 данного ФЗ следует, что основное общее образование направлено на становление и формирование высокой культуры межличностного и межэтнического общения, а среднее общее образование – на дальнейшее становление указанных качеств. Статья 87 гласит, что в целях формирования и развития личности в основные образовательные программы могут быть включены учебные курсы, ориентированные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ [1]. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (Далее ФГОС ООО) [3] и среднего общего образования (Далее ФГОС СОО) [4] основываются на вышеуказанном законе. В профессиональном стандарте педагога описаны его требуемый уровень образования, основные трудовые функции (функциональная карта вида профессиональной деятельности), особые условия допуска к работе. Учитель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Необходимые умения учителя организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; использовать в практике своей работы психологические подходы, а именно: культурно-исторический, деятельностный, развивающий. К необходимым знаниям относится преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке. Следовательно, педагог должен иметь соответствующее образование и обладать необходимыми трудовыми функциями для успешного образования и воспитания учащихся [2]. Личностные результаты изучения истории ФГОС СОО включают в себя, в частности, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Одно из метапредметных результатов – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов [3]. Предметные результаты изучения истории ФГОС СОО включают в себя, в частности, владение навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников (базовый уровень) и также сформированность умений оценивать различные исторические версии (углубленный уровень). Здесь речь идет о применении игровых технологий на уроках истории. В данном случае под исторической реконструкцией подразумевается деятельность, направленная на воссоздание различного рода исторических процессов, событий, объектов и прочего с элементами вещей и предметов, передающих специфику данной эпохи, с обязательным привлечением исторических источников. В ходе подготовки учащихся к интеллектуально-творческому виду деятельности и во время непосредственного участия в игровом формате урока формируются умения критического оценивания различных исторических версий. Однако успешная реализация поставленной учебной задачи возможна лишь при условии активизации познавательной и творческой деятельности учащегося. Метапредметные результаты, в частности, должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Для этого необходимо создать целый ряд условий, способствующих развитию указанных навыков. Комплекс этих условий отражен в игровой деятельности. Именно игровая форма урока способствует сотрудничеству, умению находить выход из конфликтных ситуаций, активизации и мотивации учебной и исследовательской деятельности учащихся, а также развитию их творческих способностей. В личностных результатах особая роль отведена: сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыкам сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Данный перечень еще раз указывает на необходимость применения нетрадиционных технологий в воспитательно- образовательном процессе [4]. Историко-культурный стандарт, как научная основа содержания школьного исторического образования, входит в концепцию нового учебно- методического комплекса по истории и может быть применим как к базовому, так и к углубленному уровню изучения истории в школе. Данный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию античной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. Образы культуры в историческом образовании являются основой формирования мировоззрения и главным способом трансляции традиций и ценностей российского общества. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый [5]. В основной образовательной программе СОО предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать: формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [6]. В основной образовательной программе СОО выпускник на углубленном уровне изучения истории научится: находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени. Выпускник на углубленном уровне изучения истории получит возможность научиться: использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии. Успешно реализовать данные требования наиболее оптимально при использовании игровых технологий на уроке, в частности ролевых игр или исторических реконструкций [6]. Считаем, на основании рассмотренных требований к изучению истории посредством игровых технологий в нормативно-правовых документах и локальных актах, соблюдая их иерархию, можно сделать вывод, что: 1) основное общее образование должно быть направлено на становление и формирование высокой культуры межличностного и межэтнического общения, а среднее общее образование – на дальнейшее становление указанных качеств; 2) в целях формирования и развития личности в основные образовательные программы могут быть включены учебные курсы, ориентированные на получение обучающимися знаний об основах духовно- нравственной культуры народов РФ; 3) педагог должен обладать умениями организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную и др. с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный, развивающий; 4) отмечаем необходимость реализации экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, направленной на эффективное обучение в условиях развития и новых запросов общества; 5) существует перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию; 6) определяются требования к применению игровых технологий при работе с источниками, интерпретация и сравнение содержащейся в них информации с целью реконструкции фрагментов исторической действительности. Список литературы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. 30.12.2021) // КонсультантПлюс: СПС. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_140174 (дата обращения: 09.02.2022). 2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) »: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н (с изм. 05.08.2016) // Российская газета. – URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 09.02.2022). 3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». // Гарант: СПС. – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf 741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 09.02.2022). 4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). // КонсультантПлюс: СПС. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_131131 (дата обращения: 09.02.2022). 5. Историко-культурный стандарт / Электронный ресурс // Министерство образования и науки РФ: официальный сайт. URL: https://минобрнауки.рф/documents/3483/file/2325/13.07.01-Проект_Историко- культурного_стандарта.pdf (дата обращения: 09.02.2022). 6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа № 11». – URL: http:// school11-glazov@yandex.ru (дата обращения: 09.02.2022).