СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Раскатова Марина Николаевна, Воспитатель, СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка Волжский район, Самарская область Переход ребёнка раннего возраста из семейного воспитания в дошкольную образовательную организацию – важный этап развития ребёнка. Это сложный процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, для малыша - это сильное эмоциональное переживание, поэтому педагоги и родители должны максимально облегчить ему вхождение в новый период. Ребёнку предстоит войти в совершенно другие условия, чем те, к которым он привык в семье. Несомненно, четкий режим дня, соблюдение ритуалов укладывания ко сну, положительные беседы – помогут ребёнку быстрее адаптироваться, но, необходимо использовать и основную форму развития детей раннего возраста – игровую деятельность. Наиболее важными являются индивидуальные игры, направленные на: 1) установление тактильных, доверительных контактов со взрослым; 2) освоение новых видов игровой деятельности; 3) формирование дружеских контактов с другими детьми. Данные игры проигрываются в течение дня несколько раз, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия. После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей: 1) игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность; 2) игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось; 3) в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции; 4) приветствуется музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения. При проведении игр любой направленности, педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий. Предлагаем вам подборку словесных игр на адаптацию к дошкольному учреждению. Индивидуальные игры на адаптацию: 1. «Мой малыш» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, приговаривая: Ты ж мой маленький, Мой хорошенький… 2. «Поскакушки» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки: Кушки – кушки, поскакушки, Прыг-скок, прыг-скок! Встали на ножки, по дорожке, Прыг-скок, прыг-скок! 3. «Баю - баюшки – баю..» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает. Баю - баюшки – баю, Отдыхай, хороший мой… Баю - баюшки – баю, Ты со мной – и я стобой… 4. «Догоню, догоню, догоню!» Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения. Педагог организует игру в догонялки: «Догоню, догоню, догоню…», затем обнимает малыша: «Догнала! Какой ты быстрый, какой ты хороший!». 5. «Ку-ку!» Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения. Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывет его лицо: Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш! Игра повторяется несколько раз. Игры на адаптацию в подгруппе: 1. «Здравствуй, кукла Катя!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого. Это кукла Катя! Помашем ей ладошкой! Катя в гости к нам пришла, «Здравствуй, Катя! Как дела?» С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры. 2. «Мишка в гости к нам пришёл!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей следить за своими действиями и воспроизводить их. Мишка в гости к нам пришёл! Топ-топ, топ-топ! И ладошками стучит: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! 3. «Птичка прилетела!» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать координацию движений. Птичка прилетела к нам! Здравствуй, птичка-невеличка! Полетим и мы с тобой! Крылышками машем, Далеко летим, Полетаем, полетаем, В садик прилетим! 4. «Игрушки» Цели: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!». 5. «Что нам зайчик принес?» Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи. Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать! Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, мы помогаем детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.