Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Черкасских Оксана Тимофеевна,
методист,
Лобанова Наталья Валерьевна,
методист,
Плохотникова Жанна Викторовна,
методист,
Устинова Юлия Геннадьевна,
методист,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
г. Старый Оскол
Социально-экономические перемены, происходящие сегодня в нашей стране, вызвали необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, с учетом текущей ситуации на рынке труда. А потому одна из главных задач, которую пытаются решать старшеклассники и, конечно же, их родители, это правильно сориентироваться в выборе профессии, найти свое место в жизни.
Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время носит нестабильный характер. Это связано с большим количеством профессий: сегодня их насчитывается более 50 тысяч, ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает и видоизменяется. А огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности.
В связи с этим основная задача педагогов состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом их интересов и склонностей, познакомить с широким спектром профессий от уже существующих до так называемых «профессий будущего», используя современные формы и методы профориентационной работы
«Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» [6]. Основная цель профессиональной ориентации - помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях.
Профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм: профессиональное просвещение (профессиональная информация, профессиональная пропаганда), профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор. Помимо этих широко известных форм профориентации, в работе с обучающимися уместно использовать другие разнообразные формы.
В педагогической литературе существуют различные подходы к классификации форм профориентационной работы с обучающимися. Рассмотрим некоторые их них. В зависимости от количества участников мероприятия различаются:
- индивидуальные формы профориентационной работы (беседа, тестирование);
- групповые формы (игра, беседа, семинар, тренинг,);
- массовые формы (экскурсии, встречи с представителями различных профессий, ярмарки профессий, дни открытых дверей и др.
По степени подачи информации формы профориентационной работы можно разделить на:
- словесные (конференция, рассказ, беседа, лекция, работа с книгами, справочной литературой);
- визуальные: использование наглядности (таблиц, плакатов, стендов, раздаточного материала), демонстрация видео- и кинофильмов;
- практические (составление схем, изготовление изделий и макетов, осуществление профессиональных проб (выполнение конкретной работы, соответствующей определенной профессии) и т.д.
По продолжительности различают разовые, краткосрочные, средне продолжительные и долговременные формы работы.
По степени вовлеченности обучающихся в процесс профориентационной работы формы делят на:
- пассивные - основным действующим лицом является учитель, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей (классные часы, оформление стендов о профессиях, беседы, лекции, просмотр видеофильмов); - активные – дети являются активными участниками мероприятия (дискуссии, семинары, профориентационные проекты и др.);
- интерактивные - ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом, что позволяет учащимся более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций (деловые, сюжетно - ролевые игры, кейсы, мастер-классы, профессиональные пробы, образовательные интенсивы, игровые тренинги).
Как показывает практика, современных подростков интересуют более активные формы, позволяющие им приобрести навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества, умения высказывать собственное мнение, проявлять социальную активность, готовность к профессиональному выбору. Поэтому, чтобы работа по профориентации была наиболее эффективной необходимо использовать современные интерактивные формы и методы сопровождения профессионального самоопределения детей и подростков.
Само понятие «интерактивность» означает «некую взаимную деятельность, а именно взаимодействие» [1]. Совместная деятельность - это неотъемлемая часть интерактивных методов, так как в процессе общения и взаимодействия с другими людьми человек познает себя в коллективе, раскрывает ранее скрытые качества характера, делится опытом. Как правило, интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, способствуя, тем самым, получению новых знаний, формированию определенных навыков и умений, выработке мотивов и убеждений.
Одним из наиболее популярных и эффективных методов профориентационной работы является игровой тренинг. Тренинг представляет собой форму активного обучения, в процессе которого происходит передача знаний, развитие определенных умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Примером игрового тренинга является упражнение «Моя идеальная профессия», в ходе которого участники, объединенные в мини-группы, на бумаге дают описание «идеальной профессии». После совместного обсуждения участники мини-групп озвучивают описание «идеальной профессии».
Важным в профессиональном самоопределении школьников является осознание мотивов выбора будущей профессии. Эту задачу решает упражнение «Самый лучший мотив», в ходе которого участники тренинга путем обсуждения выбирают из предложенного списка наиболее значимый мотив, влияющий на профессиональный выбор.
Преимущества профориентационного тренинга перед другими формами деятельности состоят в том, что он создает условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, пробуждает интерес к предмету игры, способствует усвоению новых коммуникативных и поведенческих норм, дает возможность привлечь в работу первоначально пассивных учащихся, снижает тревогу учащихся и облегчает формирование групповой сплоченности, и, что самое главное, помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии.
Сегодня образовательные организации широко используют в профориентационной работе игровые технологии. Игра изначально связана с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых. Попробовав себя в той или иной роли, учащийся может понять, справится ли он с ней в реальной жизни.
Примером профориентационных игр является деловая игра, в которой обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, это общение, имитирующее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Примерами таких игр являются иры «Защита профессий», «Угадай профессию», «Отдел кадров», «Вакансия» и др.
Эффективность проведения деловой игры зависит от качества подготовки каждого ее этапа: от составления плана игры и написания сценария с четкими правилами и инструкциями для ведущего и игроков, до оценки результатов игры. Для достижения максимальной эффективности при проведении игры важно стараться выполнять следующие условия: высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»); акцентирование внимания участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях; соблюдение принципа добровольности участия в заданиях; при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники не проявят интереса к первому заданию. Следует помнить, что удачно проведенная профориентационная игра нередко является стимулом для последующих шагов и действий на пути к профессиональному и личностному самоопределению учащихся.
Квест – чрезвычайно популярная в настоящее время форма проведения досуга и обучения. Это игра, в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок или команда, первыми выполнившие все задания и пришедшие к конечной цели.
Особенность профориентационного квеста состоит в том, что через выполнение различных заданий в увлекательной форме участники получают новые знания о профессиях, знакомятся с особенностями различных профессий. Примером может служить квест-игра «Профориентационный десант: миссия выполнима!». В ходе игры команды проходят по маршруту, состоящему из 6 локаций – игровых точек: «Профессии 21 века», «Профессии – синонимы», «Словарь профессий», «Гонка за лидером», «Прославившие профессию», «Калейдоскоп профессий». На каждой локации их ждут задания, после выполнения которых команды получают пароль - пропуск на следующую локацию. Основная цель, собрать карту – указатель на навигатор по рынку труда будущего. Команда, быстрее справившаяся с заданием, побеждает в испытании и признается самой профессиональной командой.
Совершенно новым форматом организации профориентационной работы является образовательный интенсив – включение учащихся в активную деятельность, в ходе которой они не только получают знания, но и закрепляют их практической отработкой навыков, а также развивают в себе универсальные навыки, важные в любой сфере: креативность, умение быть командным игроком, критическое мышление, коммуникация, способность к самообучению, межпредметность и многое-многое другое.
Так, в ходе проведения образовательного интенсива «#PRO_ПРОФИ» учащиеся распределяются по группам с помощью ассоциативных картинок типов профессий: «Человек – человек», «Человек – природа» «Человек – искусство», «Человек – техника», «Человек – знак». Каждой группе достается одна профессия, соответствующая данному типу. Далее происходит знакомство участников групп с выбранной профессией с использованием QR кодов. В практической части интенсива участники создают мини-проекты и проводят PR-кампании своих профессии, используя различные форматы создания рекламы. Данный формат проведения мероприятия профориентационной направленности способствует развитию и совершенствованию имеющиеся у обучающихся компетенции и пониманию тех дефицитов (знаний, умений, навыков, компетенций), которые у него образуются, а также повышает эффективность подготовки к будущему выходу на рынок труда.
Таким образом, использование интерактивных методов в профориентационной работе позволяет подросткам не только более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, но и получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций.
Список литературы:
1. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: учебное пособие. СПб.: Речь, 2008 г. 320 с.
2. Интерактивные методы профориентационной работы в школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/interaktivnie-metodi-proforientacionnoy-raboti-v-shkole-1407092.html
3. Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651588
4. Современные формы профориентации обучающихся. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proforientir42.ru/wp-content/uploads/2017/07/SOVREMENNYE-FORMY-PROFORIENTATSII-OBUCHAYUSHHIHSYA-Rylova-N.-T..pdf
5. Организация профориентационной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: elar.uspu.ru›bitstream/uspu/6962/2/peshkova.pdf
6. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение М.: Просвещение, 2008 г. 384 с.

2022-02-28 12:37 Февраль 2022