ИНТЕРАКТИВНЫЕ КВЕСТЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Федяева Анна Вадимовна, Педагог-организатор, ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ», г. Саратов. Федяева Мария Вадимовна, Педагог-организатор, ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ», г. Саратов. Многие учителя и психологи пытаются решить проблему познавательной активности и ответить на насущный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Познавательная активность с одной стороны форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. В современном мире особо актуален вопрос активизации познавательной активности обучающихся. Развитие интереса к теме и получение прочных знаний невозможно без активной познавательной деятельности учащихся. Одним из новых направлений для того, чтобы мотивировать школьника на стремление к получению знаний является использование одного из современных направлений игровых технологий – квестов. Главная цель применения квест-технологий в преподавании – повышение заинтересованности школьников в процессе обучения. Квест-технологии соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования, изменяют привычные стереотипы организации занятия и дают учащимся самостоятельно изучать и структурировать материал [1]. Приведем пример разработанного нами интерактивного квеста «В городе жить - с природой дружить». Благодаря данному мероприятию обучающиеся смогут не только узнать об экологических проблемах города, но и попытаются найти решения этих проблем. Использование инновационных технологий (QR кодов) и современных форм (квест) способствуют развитию познавательной активности обучающихся, формированию самостоятельности и ответственности, а также учат взаимодействовать в команде. Цель: сформировать ответственное отношение обучающихся к природе, стимулировать их совершать практические шаги к улучшению экологической обстановки в родном городе. Необходимые материалы: телефон с приложением QR-сканнер, ватман, клей, цветные карандаши, конверты с правилами, предметы для станции № 1, 3, таблица «маркировка пластика». Сценарий мероприятия «Кодекс экожителя» Команда придумывает название и представляется. Педагог: Здравствуйте! Сегодня мы с вами узнаем, что каждый житель нашего города может сделать для сохранения окружающей среды.Ваша цель посетить 3 станции. За выполненные задания вы будете получать конверты, которые потом помогут составить нам «Кодекс экожителя». На каждой станции квеста вам будет выдан QR код с ссылкой на картинку, описывающая одну из проблем, существующую в нашем городе. Ваша задача: глядя на картинку сформулировать проблему, а затем выполнить предложенное задание, которое поможет решить выделенную проблему.
1 станция. Природа Вы знаете, что на территории нашего города располагается удивительный парк «Кумысная поляна». Сканируйте QR код 1. Проблема: туризм без вреда природе. Задание 1. Группа туристов решила отправиться в поход по Кумысной поляне. С собой они хотят взять некоторые предметы, из тех которые есть на столе. Из предложенных предметов помогите им выбрать более экологичные. Аргументируйте свой выбор.
Список предметов, которые есть на столе: Пластиковая бутылка – термос, одноразовая посуда – многоразовая посуда, пластиковые пакеты – тканевые сумки, влажные салфетки - дезинфицирующий гель, бумажные салфетки - носовой платок. Выслушав ответы педагог выдает конверт. Команда переходит на следующую станцию. 2 станция. Город Вы знаете, что город Саратов является крупно населенным городом, на 2019 год насчитывается 841 902 человек. Сканируйте QR код 2. Проблема: транспорт без вреда природе. Задание 2. Из видов транспорта, предложенных на карточке (рис 3) выберите те, которые можно использовать с минимальным воздействием на окружающую среду. Аргументируйте свой выбор. Какие еще экологически чистые виды транспорта вам известны?
Велосипед /самокат/лодка с веслами, городской электротранспорт: трамвай/троллейбус/метро, железная дорога, сегвей/гироскутер, самым неэкологичным общественным видом транспорта являются самолеты. Выслушав ответы педагог выдает конверт. Команда переходит на следующую станцию. 3 станция. Дом Сегодня каждый россиянин выбрасывает примерно 350 килограмм бытовых отходов за год, так же ежегодно в мировой океан попадает 8 млн. тонн мусора из пластика.
Сканируйте QR код 3. Проблема: неконтролируемые отходы. Задание 3. Вы решили поучаствовать в акции по раздельному сбору сырья саратовского экологического движения «Зеленый бык». Распределите предложенные пластиковые предметы по группам согласно их маркировке, пользуясь вспомогательной таблицей «маркировка пластика». Предметы: одноразовая пластиковая ложка, упаковка от хлеба, упаковка от крема для рук, губной помады, искусственное покрытие, контейнер. Выслушав ответы педагог выдает конверт. Педагог: Итак, теперь вы знаете что каждый может предпринять для сохранения благоприятной экологической обстановки в нашем городе. За правильно выполненные задания вы получали конверты. В конвертах записаны правила, которые должны соблюдать все люди. Используя эти правила, давайте заполним «Кодекс экожителя». С помощью клея команда заносит в кодекс правила из конвертов и красиво оформляет ватман. «Кодекс экожителя» 1. Всегда забирайте с собой ваш мусор. 2. Старайтесь использовать многоразовые предметы вместо одноразовых. 3. Пользуйтесь транспортом, который в меньшей мере загрязняет окружающую среду. 4. Сортируйте отходы. 5. Помните об уязвимости Земли. 6. Делитесь с окружающими своими экопривычками. Литература Федяева А.В., Федяева М.В., Малыгина А.С., Решетникова Т.Б. Формирование экологического мировоззрения обучающихся в процессе квестов и игр // ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ – 2019 Сборник научных статей Международной научной конференции, посвященной 110- летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов, Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2019. – 535 с.