ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Кузько Наталья Александровна, учитель, специальный (коррекционный) педагог, ГКОУ АО "Средняя общеобразовательная школа № 4", г. Астрахань Дети с ОВЗ – это дети с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, подтверждёнными психолого-медико-педагогическим консилиумом и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования и социального включения в жизнь, т.е. имеющие особенные образовательные потребности: · комплексный характер коррекции; · индивидуализация обучения в большей степени, чем это требуется нормально развивающемуся ребёнку; · обязательная систематическая помощь в рамках аудиторных часов, во внеурочное время. При организации работы с такими обучающимися, необходимо: · начать специальное обучение ребёнка сразу же после выявления первичного нарушения развития; · ввести в содержание обучения специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; · индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребёнка; · использование специальных приёмов, методов и средств обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения. В число детей с ОВЗ входят и дети-инвалиды. Весь контингент моих обучающихся составляют дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Умственная отсталость – это стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы. Она бывает или приобретённая в период развития, проявляющаяся нарушением интеллектуальной деятельности, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Актуальность использования игровых технологий при обучениишкольников с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненно необходимых навыков и умений, подготовки обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Игровые технологии - уникальная форма обучения. Их использование в работе позволяет решить ряд важных задач: • сделать интересной и увлекательной работу обучающихся, даже будничные шаги по усвоению материала учебных предметов; • активизировать все психологические процессы и психофизические функции ребенка через эмоциональность игрового действия; • способствовать использованию знаний в новой ситуации. Когда же речь идет об организации обучения школьников с интеллектуальными нарушениями, актуальность использования игровых технологий в деятельности педагога возрастает в разы. Во-первых, в обучении умственно отсталых школьников существует единство образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционная направленность образовательного процесса находится в приоритете как в урочной, так и во внеурочной и в воспитательной деятельности. Если же говорить о специально организованных коррекционных занятиях педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, то там для решения специфических коррекционных задач (развитие памяти, мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики и т.п.) используется учебный материал. На его основе специалисты создают игровые ситуации, придумывают разнообразные дидактические игровые упражнения. Во - вторых, все обучающиеся с нарушением интеллекта имеют общие проблемы в развитии психических процессов, эмоционально-волевой и двигательной сферы, речевом развитии. Игра – самое эффективное средство для коррекции всех имеющихся недостатков психофизического развития. В игровой деятельности можно избежать переутомления ребенка, повысить его работоспособность, вызвать эмоциональный отклик, пробудить интерес и повысить мотивацию к деятельности. В - третьих, умственно отсталый ребенок не осознает ценности получаемых знаний, не стремится их запомнить и применить. Использование игры при усвоении и закреплении полученных знаний помогает ему увидеть, как знания могут быть применены в жизни, в деятельности. Игровые технологии могут быть инструментом актуализации знаний, осуществления межпредметных связей. Теоретический анализ многочисленных публикаций отечественных и зарубежных исследований в области коррекционной педагогики позволил сделать выводы о том, что существует большое количество методик с использованием различных видов игровой деятельности и игровых технологий, направленных на развитие познавательной сферы обучающихся. Познавательная сфера, которая включает такие основные компоненты как мышление, речь, память, внимание особое значение имеет для школьников с отклонениями в умственном развитии. Развитая познавательная сфера позволяет ребёнку с интеллектуальными нарушениями находиться в социуме, освоить базовые элементы учебной деятельности, развить основные механизмы самообслуживания, да и просто выражать свои чувства и переживания. Развитие познавательной сферы наиболее эффективно происходит в игре. Если у нормально развивающегося ребёнка развитие познавательной сферы происходит в процессе различных видов деятельности, например, бытовой, трудовой, игровой, конечно же, то у детей с диагнозом «умственная отсталость» развитие познавательной сферы может происходить только в игре. Именно через содержание игр у детей пробуждается познавательная активность, развиваются их психические функции, что имеет первостепенное значение для развития детей с заболеваниям, связанными с нарушением интеллектуальной сферы. Обусловлен данный факт различными аспектами. Во-первых, игровая деятельность является ведущей для обучающихся младшего школьного возраста. Во-вторых, развитие познавательной сферы в процессе игры происходит в непринуждённой форме, что имеет первостепенное значение для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Собственный опыт работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения, позволяет сделать вывод о том, что игра должна проводиться систематически, на всех предметных занятиях. Каждый учебный день не должен быть похожим на предыдущий, а проводимые на основе игровой деятельности коррекционные мероприятия должны развивать каждый компонент познавательной сферы. И ещё, очень важно, чтобы проводимая коррекционная программа с помощью игровых технологий должна соблюдать чёткий баланс между обучением и игрой. Нельзя забывать о том, что посредством игровой деятельности, в первую очередь, должно происходить обучение, уроки не должны превращаться в развлечение. В этой связи хотелось бы коротко охарактеризовать основные моменты, которые должна включать коррекционная программа, направленная на развитие познавательной сферы умственно отсталых школьников. Во-первых, коррекционная программа должна формировать, развивать и активизировать память обучающегося, что позволит пополнить его словарный запас. Во-вторых, она должна способствовать развитию и формированию внимания, вместе с тем контролировать утомляемость школьника. В-третьих, коррекционная программа должна включать компонент, направленный на развитие логического мышления и возможности устанавливать ситуативные связи между предметами. И ещё, по-возможности способствовать развитию творческого мышления. В результате проводимой работы у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) совершенствуются знания и умения по программам обучения различным предметам, развиваются познавательные способности, расширяется кругозор, идёт обогащение словаря, развитие навыков связной речи, осуществляются межпредметные связи, формируются необходимые практические умения, что в дальнейшем способствует их успешной социализации в современном обществе. Библиографический список 1. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Академия, 2016г. 2. Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности// Вопросы психологии. – 2017, №8. – Стр.31-35. 3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 2010г. – Стр.316. 4. Петричук И.И. Ещё раз об игре// Педагогика. –2008г. --№6. –Стр.55-57. 5. Шаповалова О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий: Учебно-методическое пособие. – М.: Зкзамен, 2007г. – Стр.415.