Иванова Анисия Алексеевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары Пальмова Светлана Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары
По Уставу Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье» рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1]. С каждым годом, по данным медицинской статистики, увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями. А ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие нашего общества. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную задачу. А задача инструктора по физической культуре в детском саду, не просто научить ребенка правильно выполнять основные виды движений, но и сделать так, чтобы дошкольник через всю жизнь пронес потребность в двигательной активности, и вел в будущем здоровый образ жизни. Одним из средств решения данной проблемы является использование в дошкольных учреждениях нетрадиционных методов и средств: хождение босиком, дыхательная гимнастика, массаж биологически активных точек тела, зрительные физминутки и т.д. Сегодня мы хотим более подробно остановиться на опыте использования в своей работе координационной лестницы. Ее можно применить в различных видах деятельности: в совместной и самостоятельной деятельности, в физкультурных занятиях, досугах и развлечениях, на прогулках и занятиях по ДПУ. Координационная лестница – тренажер, представляющий имитацию горизонтальной лестницы, выполненной из нейлона или резины, выкладывается на ровную поверхность. Опираясь на свой опыт работы, можем выделить следующие характерные особенности координационной лестницы: доступность, безопасность и простота в использовании, вариативность, мобильность. Оздоровительный эффект от использования координационной лестницы заключается в следующем: ü тренируется сердечно-сосудистая система, улучшается внимание, быстрота реакции, память, воображение; ü тренируются как мышцы большие и быстрые, так и близко лежащие к костному аппарату, образующие опорно-двигательный каркас; ü включаются в работу все больше и больше моторных клеток, помогающие детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее. Методика работы с координационной лестницей: ü От простого к сложному; ü Начинать медленно, постепенно; ü Разбить на подходы и разы; ü Ступни должны находиться в подвешенном состоянии, и пружинить от квадрата к квадрату. ü Обращать внимание на правильную (маховую) работу рук. Процесс освоения нового упражнения на координационной лестнице проходит в несколько этапов: ü Первый этап – разучивание упражнения. ü Второй этап – совершенствование техники выполнения упражнений. ü Третий этап – использование упражнений в самостоятельной и совместной деятельности. Нами были подобраны и разработаны комплексы упражнений на координационной лестнице, направленные на формирование основных навыков: приставные шаги, бег, прыжки. В группах детского сада имеются координационные лестницы, где каждый ребенок имеет возможность заниматься на ней самостоятельно или с партнером по игре, научить другого тому, что умеет сам, придумывая новые упражнения или работая по карточке-схеме. В заключении хотим еще раз подчеркнуть, что координационная лестница является инновационным средством оздоровления, которое повышает интерес у дошкольников к занятиям физической культурой, спорту и соревнованиям. Список литературы: 1. УСТАВ (КОНСТИТУЦИЯ) Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901977493, свободный. 2. Воложина, Н.Ю. Координационная лестница в детском саду [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/02/12/koordinatsionnaya-lestnitsa-v-detskom-sadu, свободный. 3. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. 4. Патрикеев, А.Ю. Развитие координации движения в детском саду и начальной школе / Патрикеев А.Ю. – М.: Ridero, 2017. – 31 с. 5. Пирсон, А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет / Алан Пирсон, Дэвид Хокинс. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 320 с.