КУЛЬТУРА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Петрунина Людмила Леонидовна Воспитатель МАДОУ детский сад №9 г. Наро-Фоминск Современное понимание проблемы формирования ребенка заключается в том, чтобы, сохраняя самобытность детской личности, сопровождать ее в мире культуры и, с одной стороны, показывая отличие добра от зла, задавать ситуацию нормативной определенности, с другой – предоставлять свободу выбора деятельности и партнеров по ней. Время дошкольного детства является особенным в развитии ребенка, в этот период постепенно созревают представления о мире, и этот процесс А.Н. Леонтьев называет «игровым освоением мира». Мы можем назвать его процессом игрового освоения общества – игровой социализацией; детство – это то время, когда игра является средоточием и основанием всех детских дел и увлечений, способом познания окружающего, проявления активности. Игра относится к культурным формам и видам деятельности. Проблема формирования культуры игры у дошкольников чрезвычайно актуальна, так как многие аспекты игры интересны для исследования, но недостаточно изучены. Немалые трудности возникают при осуществлении образовательного процесса в детских садах. Несмотря на аксиому «игра – ведущая/основная деятельность в дошкольном детстве», игра в практике дошкольных организаций не составляет «основное содержание детской жизни» (Л.И. Божович), а находится «на обочине жизнедеятельности» (Н.Я. Михайленко). Провозглашение «права на игру» остается на уровне декларации и не соблюдается. Воспитатели детских садов свободной детской игре предпочитают откровенное навязывание малоинтересных для детей мероприятий (инициируемых взрослыми проектов, непозволительно расширяющих содержание образования дополнительных услуг, репетиций к праздникам и пр.). Игра современных детей (как самостоятельная) в большинстве своем – это однообразная и не усложненная деятельность, в которой: – мало развит сюжет; – примитивны способы взаимодействия партнеров; – стереотипны игровые действия и поведение участников; – отражается индивидуализированный тип существования личности в культуре; – игровая ситуация проходит в готовых стационарных средовых условиях игровой стандартно оборудованной комнаты; – деятельность ребенка во многом регулируется со стороны взрослых. Трудности в развитии игры в подобных условиях очевидны. В досуге современных детей большую негативную роль играют средства массовой информации, пропагандирующие мультипликационные фильмы и виртуальные игры агрессивного содержания. Все это происходит на фоне исчезновения дворовых сообществ как носителей игровой культуры, самоустранения педагогов от передачи игры детям в процессе жизнедеятельности в детском саду. Мы можем отметить, что сегодня наше игровое культурное пространство представлено неоднородно: с одной стороны, это насыщенная среда, в которой бытуют общественно выработанные способы реализации игрового потенциала личности (традиции игры), с другой – есть свидетельства утраты национально-культурного своеобразия игры. Игровая культура, бытующая в обществе, всегда способствует формированию культуры игры отдельной личности, но в настоящий момент происходит распространение тех игровых форм, которые транслируют антикультуру, ассимилируя культурные западные образцы. Духовно-творческая практика игровой культуры сменилась прагматично-потребительской. Появилась целая индустрия игры упрощенного содержания с ее мощным гедонистическим мотивом: не важен процесс поиска – важен процесс наслаждения, не нужен автономный партнер по игре – нужен управляемый, нет потребности в настоящем сопернике – есть виртуальный. Ученые, педагоги-практики, родители обеспокоены тем, что игра уходит из жизни общества как творческая, самобытная деятельность, в которой индивидуальное и коллективное начало сосуществуют, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Прежде всего тревожит то, что игра как свободная деятельность исчезает из жизни дворовых групп, дети и подростки не находят для себя интересные занятия, и подобная инфантильность переходит в форму реального поведения, когда досуг не планируется вовсе, и это становится нормой времяпрепровождения. В подобной ситуации необходимы исследования, раскрывающие стратегию и тактику возвращения игры как истинной культуры в жизнь общества, в котором учреждения образования и культуры должны явиться проводниками культурных форм, центрами игровой культуры и ее передачи подрастающему поколению. Между тем именно в игре создается определенная социальная ситуация развивающего характера, и она, стихийно или специально созданная, способствует социокультурному воспитанию личности. Воспитать культуру игры у ребенка, – значит привить ему общественно выработанные способы осуществления игровой деятельности и под влиянием этого определенные качества личности, обеспечивающие уровень взаимодействия его с окружающим миром на основе активного игрового мировосприятия. В результате улучшения культурных форм игры конкретного ребенка и под ее воздействием происходит совершенствование внутренних свойств его личности – так формируется игровая культура малыша. Начиная от простейших форм игры – к сложносоставным индивидуальным и коллективным играм [4]. Ученые Н.П. Новоселов, И.М. Линдер, А.В. Фролова и др. считают, что существует взаимосвязь между социокультурным контекстом эпохи и характером игровых традиций, а также их влиянием на развитие личности. Следовательно, игровая культура исторической эпохи является средой для формирования личности, где в стабильно-неизменном виде могут существовать воспринятые от предыдущих поколений игровые культурные стратегии: формы, способы общения, смыслы и ценности, система правил и норм. Вместе с тем чтобы овладеть всем богатством игровых традиций, требуется передать наследие новым поколениям. Исследования зарубежных (К. Бюлер, К. Гросс, Дж. Дьюи, К. Спенсер, Ст. Холл, В. Штерн и др.) и отечественных психологов (В.В. Зеньковский, П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, П.Ф. Каптерев и др.) раскрывают влияние игровой культуры общества на развитие детской личности. Это, прежде всего, развитие разнообразных видов воображения и мышления в процессе игры, становление мотивов, эмоциональной сферы и пр. Природа игры такова, что в самой ее сущности и структуре заложена идея положительного влияния на всестороннее развитие личности ребенка, но, тем не менее, есть опасность превратить игру в узкое средство образования. Ее действенное влияние на уровень физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания показано в достаточном количестве исследований, но и в них использование игры во многом берется узко дидактично. В действительности вопрос стоит гораздо шире: показать ребенку разнообразие культурного мира с целью формирования у него деятельностных и личностных качеств, имеющих игровую природу: способов познания и общения, отношений к миру, культурного поведения. В науке разработаны концепции развития личности посредством культуры игры, среди них следует выделить концепции В.С. Мухиной, А.В. Черной, Д.Б. Эльконина и др. Общим в них является то, что игра рассматривается не как изолированная деятельность, но как системная организация культурного пространства в единстве природного, знакового и предметного окружения; в игровой практике личность усваивает культурные общественные отношения и переносит их в свою жизнь. С.В. Григорьев, исследуя понятие игровой культуры личности с точки зрения психолого-акмеологического подхода, считает ее значимым аспектом общей психологической культуры личности. В такой трактовке «этнокультурный и филогенетический аспекты развития игровых форм объединяются с психологическими исследованиями онтогенеза игры и проблемой развития игровых форм на жизненном пути личности» [2]. Игровая культура определяет уровень осознания и претворения в поведении ребенка его нравственно-ценностных ориентиров, способов социокультурной духовно-практической деятельности (игры) и взаимодействия с окружающей средой. Компонентами игровой культуры личности являются: эмотивный, когнитивно-практический (деятельностный), рефлексивный. Эмотивный компонент содержит природу игровой культуры ребенка, в которой освоение игрового пространства как сущностно жизненного, происходит в эмоционально-мотивационном поле, позволяющем привлечь малыша к значимой деятельности. Когнитивно-практический компонент отражает степень овладения ребенком необходимыми на данном возрастном и индивидуальном этапе развития игровыми знаниями и умениями, использования известных и неизвестных способов игровой деятельности, игрового поведения при взаимодействии с партнерами по игре или в индивидуальной игре. Рефлексивный компонент включает в себя сознательное отношение к собственной деятельности в лоне окружающей культуры, действия оценки, переосмысления воспринятого, сделанного, усвоенного; способность видеть себя как бы со стороны. Применительно к раскрытию феномена игровой культуры дошкольников и процесса ее формирования мы использовали интегративный подход. Проблема формирования игровой культуры дошкольника является значимой для исследователей, так как игровая культура личности – это ее особая сфера, трудно поддающаяся количественным измерениям, но являющаяся качественной характеристикой ее внутреннего содержания. Игровая культура личности отражает уровень восприятия ею окружающего культурного мира, возможности и способы его освоения, способности его воспроизведения. Игровая культура среды питает игровую культуру дошкольника, и обе культуры сегодня нуждаются в заботе и внимании со стороны окружающих взрослых. Необходим новый взгляд на формы существования игры и культуры в общественном пространстве. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – Мн: Дизайн-ПРО, 1998. 2. Григорьев С.В. Народные традиции и формирование игровой культуры человека // Дети и народная культура: Тезисы докладов IV Виноградовских чтений. – Новосибирск, 1990. – С. 22–24. 3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. 4. Губанова Н.Ф., Губанов М.В. Социокультурное развитие личности ребенка: монография. – Коломна: ГСГУ, 2017.