КВЕСТ-ИГРА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Родимушкина Инна Вячеславовна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №259» Советского района г. Казани Здравствуйте, уважаемое жюри! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Родимушкина Инна Вячеславовна! Воспитатель Детского сада №259 Советского района города Казани. Свое выступление я хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского Как у маленького деревца Еле поднявшегося над землей, Садовник укрепляет корень, Так и педагог должен заботиться О воспитании чувств бесконечной любви к Родине. Все мы, что основной задачей педагогов и родителей — это как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, к родному дому, к родному городу. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогают ему стать гражданином общества. Но это процесс сложный длительный требующий от педагога личных убеждений и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически во всех возрастных группах, в разных видах деятельности. Свою практическую деятельность я начала с разработки проектов. Реализуя проект «Сокровища родного города», я провела квест – игру и увидела на сколько она заинтересовала детей именно Квест – игра, как инновационная технология в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников стала моей педагогической находкой. История Квест - игра появилась сравнительно недавно. В 1995 году исследователи Берни Доджи Том Мартч первые разработали данную технологию. Их концепция определила, что квесты предназначены для развития у детей и педагога умение анализировать и синтезировать, и оценивать информацию. В России квесты стали применять в 2013году. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я.С., Сокол И.Н., Николаева.Ирина Николаевна Сокол считает, что квест-технология реализуется с целью самовоспитания и саморазвития ребенка как личности, творческой и физически здоровой. «Что такое квест-игра?» На мой взгляд, эта игра – креативная, современная, зажигательная. Изучив теоретический материал, я сделала выводы: • Во – первых, квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности. •Во – вторых, квест – технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. • Квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство. • Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию • Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка. • А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Работу с родителями реализую в разных формах — это собрание, консультации, беседы, рекомендации, анкетирование. Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов к игре. С обобщением опыта выступаю на районном методическом объединении для воспитателей. Провела квест игру «Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». Провела квест-игру «Тайны родного города». Публикую свои работы в электронных журналах «Альманах», «Вестник дошкольного образования». Мои воспитанники тоже принимают активное участие в конкурсах. Чтобы выявить эффективность применения Квест - технологии, провела диагностикуразвития регулятивных действий (ребенок старшего дошкольного возраста может регулировать свои действия в соответствии с правилами и нормами, выработанными обществом). При анализе диагностического материала, критерий «умение участвовать в обсуждении», я выделила главным, так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, умение отстаивать свою позицию. Не секрет, что взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко. В моей группе есть дети, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Им всегда нужно быть во всем первыми, не давая возможность другим детям проявить себя. А с использованием новой Квест - технологии в работе с детьми, у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и более тесно сплотить детский коллектив. Подводя итоги проведенной работы, по данному направлению пришла к выводу, что целенаправленная и систематическая работа по внедрению в работу с детьми Квест- технологии помогли мне добиться положительных результатов: Дети стали чаще замечать достижения других воспитанников, научились вместе решать задачи, договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать, что привело к сплочению детского коллектива. При выборе игр они научились бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку. У детей повысилась познавательно-речевая, творческая активность.