ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Харитонова Марина Александровна, воспитатель БДОУ СМР "Детский сад № 13", г. Сокол, Вологодская область
Своё выступление хотелось бы начать со стихотворения: Я обнял глобус – шар земной. Один над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги». В зеленой краске лес и дол. Мне говорят: «Будь с нами добр». Не растопчи ты нас, не жги, Зимой и летом береги». Журчит глубокая река, Свои лаская берега, И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги». Я обнял глобус – шар земной, И что-то сделалось со мной. И вдруг шепнул я: «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу» Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время сложная экологическая обстановка в мире приняларазрушающие масштабы. И если не произойдут изменения в сознании людей, жизнь человечества может прекратиться. Поэтому экологическое образование нужно начинать с детства, когда в первые 7 лет закладываются 70% отношения к окружающему. Тем более, что экологическое воспитание – одна из составляющих личностного развития ребёнка на всех этапах его жизни. Наблюдая за детьми можно увидеть, как они из любопытства отрывают насекомым крылья, разрезают дождевых червей, с равнодушием ломают ветки деревьев, рвут и тут же выбрасывают цветы, топчут газоны, безжалостно пинают животных. При этом они не оценивают свои поступки как проявление зла или жестокости. Все это – пробелы воспитания, ведь взрослые вредят природе на глазах у детей, а те просто копируют их поведение. Поэтому сформировать бережное отношение к природе может взрослый, обладающий экологической культурой. Тем более, что экологическое воспитание – это «целенаправленный, систематичный, планомерный педагогический процесс, который обеспечивают личностное ответственное отношение к природе». Таким образом, можно сделать вывод, что проблема экологического воспитания дошкольников существует и связана с тем, что: - педагоги не обладают экологической культурой, поэтому теория не совпадает с практикой; - экологическое воспитание чаще носит ситуативный, а не системный характер из-за школяризации образовательного процесса; - сокращаются живые встречи с природой из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране; - развивающая среда групп не стимулирует устойчивой мотивации к экологической деятельности. Поэтому актуальность экологического воспитания на современном этапе в том, чтобы это был целенаправленный педагогический процесс, основанный на совместной деятельности взрослых и детей. Так как именно познавательная активность эффективно влияет на личностное развитие ребёнка. Это отвечает как требованиям ФГОС, так и задачам Программы воспитания, где природа является главным компонентом всех её разделов. Ведь экологическое воспитание формирует не только реалистическое понимание природы, но и патриотизм, трудолюбие, любознательность, логику, эмпатию, чувство прекрасного, ценностные ориентиры. Поэтому для повышения экологической грамотности детей и родителей в нашей группе был разработан и реализован проект «В мире природы». Его цель – развитие у детей осознанного интереса к природе, вовлечение их в совместную со взрослыми экологическую деятельность. Проект был направлен на решение следующих задач: 1. формирование у детей основных природоведческих представлений о живой и неживой природе; 2. воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле; 3. вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; 4. формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; 5. развитие исследовательских навыков в процессе экологического экспериментирования; 6. стимулирование творчества при взаимодействии с природными объектами; 7. создание деятельностной предметно-развивающей среды; 8. повышение экологической грамотности у родителей. Новизна проектного подхода к экологическому воспитанию в том, что: 1. поэтапное усложнение заданий позволяет использовать материал на разных этапах обучения по системе «от простого к сложному»; 2. практическая исследовательская деятельность интересна детям, а значит, и знания усваиваются быстрее; 3. деятельностный подход к экологии делает результаты значимыми как для детей, так и для взрослых; 4. яркие эмоциональные впечатления, полученные собственными усилиями остаются в памяти надолго; 5. познавательную среду можно создать не только в детском саду, но и дома. Практическая ценность воспитания через экологический проект в том, что: 1. отбор содержания можно дополнять и варьировать в зависимости от уровня знаний и интересов детей, сезонных и местных природных явлений; 2. взаимодействие детей с природой проходит через все образовательные области – это разучивание стихов, танцев, песен, рисование, конструирование и многое другое; 3. результатом проекта всегда является личностный рост ребёнка, ведь изучение неизведанного и неопознанного – это его естественное состояние, которое ведёт к прочному усвоению знаний. Наш проект «В мире природы» был долгосрочными проходил в три этапа. Сначала мы собрали информацию о том, как обстоит ситуация с экологическим воспитанием детей в группе. Были проведены мероприятия: - оценка знаний детей через тестовые задания «Живое-неживое», «Что где растёт», «Накорми животное» и др.; - анкетирование родителей «Экология и дети», в ходе которого родителям предлагалось ответить на вопросы – Читаете ли Вы ребёнку книги о природе? Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к растениям? На какое место Вы бы поставили экологическое воспитание при подготовке ребёнка к школе? И т.д. - мониторинг развивающей среды группы. Анализ результатов 1 этапа показал, что у детей низкая экологическая компетентность, познавательная и мотивационная активность. Это подтверждает и опрос родителей, подавляющее большинство которых считает, что учить надо читать и считать, а познание природы происходит само собой. Основными качествами будущего ученика, они назвали сообразительность и самостоятельность, при этом формироваться они должны на занятиях, а не процессе знакомства с природой. Поэтому дальнейшие мероприятия были спланированы таким образом, чтобы придать экологическому воспитанию детей максимальный развивающий эффект как в детском саду, так и дома. II этап – это собственно проектная деятельность, в ходе которой прошли следующие мероприятия. 1. Родительское собрание в форме интерактивной игры «Природа и я – верные друзья!», где взрослые не только познакомились с проектом, но и в ходе решения кейсов определили значимость экологического воспитания для дошкольников. 2. Была проведена акция «Покормите птиц зимой», когда дети вместе с родителями смастерили кормушки и развесили их не только в детском саду, но и у себя во дворах. 3. У нас в группе прошла мини-конференция «Мы в ответе за тех, кого приручили», на которой дети представили свои презентации о домашних питомцах, сделанные вместе с родителями; 4. Родители приняли участие в конкурсах плакатов «Красная книга Вологодской области», поделок из природного материала «Природа и фантазия», мини-огородов «Урожай на окне». 5. Вместе с детьми и родителями ежемесячно мы проводили рейды «Скорая экологическая помощь», в ходе которых убирали мусор, кормили бездомных животных, сажали деревья, раздавали памятки по охране природы. 6. Ежемесячно в группе выходил информационный журнал «Добрая книга о природе», который также составляли дети и родители, рассказывая о своих путешествиях, походах в лес, дачном отдыхе. 7. Наши родители сшили костюмы для спектакля «Как звери с детьми подружились», роли в котором исполнили дети. 8. Очень интересно прошли тематические недели «Мы – друзья природы», «Где живёт капелька воды», «Люблю берёзку русскую», где в мини-лабораториях мы с детьми ставили опыты и экспериментировали. 9. Наши дети приняли участие в конкурсах на различных уровнях «Мы дети природы», «Будьте природе другом», «Зелёная планета 2021» и др. 10. Детско-родительские исследовательские проекты «Собака бывает кусачей только от жизни собачей», пополнили развивающую среду группы. 11. Детям очень понравилось составлять экомакеты, потому что они не только смастерили пустыню, тундру, тайгу с их обитателями, но и смогли проиграть полученные знания по экологии. 12. В группе были созданы уголки природоведческой активности с дидактическими играми и пособиями для экспериментирования, такими как«Я – ветеринар», «Экологический патруль», «Зоологическая столовая», «Экотаблицы», «Лягушка ищет друзей» и др. 13. Было разработано методическое обеспечение по экологическому воспитанию - тематическое планирование занятий, экскурсий и наблюдений, картотека опытов и экспериментов в природе, медиатека презентаций «География для малышей», «Где живёт солнце», «Правила безопасности в природе» и др. 14. Для родителей мы разработали маршруты выходного дня, с воспитателями провели мастер-класс по изготовлению пособий по экологии. Таким образом, на третьем этапе нашего проекта были получены хорошие результаты: 1. дети стали победителями областных конкурсов «35 пернатых метров», «Эти забавные животные», «ЭКОмода», «Птичья столовая»; 2. они стали больше интересоваться природой, задают много вопросов для установления причинно-следственных связей, делают замечания тем, кто ломает ветки деревьев, топчет насекомых, бросает мусор; 3. родители организовали волонтёрское движение и собрали корма для животных, содержащихся в приюте г. Сокол; 4. они отмечают, что если раньше за домашними питомцами ухаживали взрослые, то теперь дети стали их активными помощниками; 5. из наблюдений за детьми видно, что они научились экономить воду, соблюдают правила безопасности на прогулках; 6. экологическая среда группы стала победителем в конкурсе «Создание условий для развития познавательной активности у детей»; 7. результаты проекта были представлены на областном семинаре «Инновации в экологическом воспитании дошкольников», а опыт работы по данной теме стал призёром конкурсов «Шаг в будущее», «Эколята - дошколята», «Учитель года – 2021» В заключение хочется сказать, что экологическое воспитание может быть интересным как для детей, так и для родителей. Главное, чтобы эта деятельность была значимой и воздействовала на чувства и эмоции каждого. При правильном подходе к организации образовательного процесса вхождение в природу станет таким же естественной потребностью, как и получение знаний в других областях. Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала - Не наукой, а частью души!