Князева Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО "ДДТ", с. Новопокровка Красноармейского муниципального района Приморского края
Современное образование реализует принцип «образование через всю жизнь». На мой взгляд, тема доклада в полной мере отражает данный принцип. Стратегической целью государственной политики в сфере образования является требование развивать человеческий потенциал. В этом ключе на примере интеллектуального вида спорта – шашки, хочу рассказать о том, как игра способствует раскрывать и развивать талант детей. В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и техники и в целом культуры, большое значение приобретает вариативность образования. Шашки как вид дополнительного образования рассматриваются как один из определяющих факторов обучения, воспитания и творческого развития детей и молодёжи, их социального и профессионального самоопределения. Однако, несмотря на это, существует пренебрежительное отношение к шашкам. Почему? По-моему, на это есть две причины. Ошибочное мнение о шашках складывается из-за недостатка информации. Вторая причина, переплетающаяся с первой, – большая популярность и притягательность шахмат. В повседневной жизни и профессиональном поприще мне посчастливилось встретиться со многими умными и образованными людьми. И часто мои знакомые и друзья, узнав, что я серьёзно увлекаюсь шашками, искренне удивлялись. На первый взгляд, шашки – простая игра, но именно в этой кажущейся простоте, открываешь для себя творчество, науку, искусство. Трудно представить себе человека, который не воспринимал бы красоту произведений искусства. Точно так же, на мой взгляд, я учу детей видеть красоту в шашках. Ребята, решившие познакомиться с этой игрой, открывают для себя мир шашечных таинств, позиционных маневров, а также красивейшие комбинации. А игра? Игр очень много. Есть серьёзные, лёгкие и трудные. Но все они учат думать – активизируют процесс мышления, развивают творческое начало. В этом и заключается моя цель как педагога – учить думать. Игре в шашки обучают во многих домах и дворцах творчества, в школах, а в городах созданы специализированные детско-юношеские спортивные школы, например, в Арсеньеве. Успеху содействуют и массовые спортивные игры, например, «Чудо-шашки». В процессе творчества человек создаёт что-то новое, ранее неизвестное, нечто подобное происходит при игре в шашки. Поэтому, идя по дороге шашечных знаний, обучающиеся осваивают шашечное творчество, которое содержит элементы науки, искусства и спорта. Поиск лучшего хода требует мобилизации сил, но когда задача решена, она кажется, совсем простой. А наука? На первый взгляд все шашки равнозначны, поэтому научиться правильно оценивать позиции нелегко. В шашечной партии при оценке позиции учитывают материальные силы обеих сторон и их расположение на доске. Здесь нужна и богатая практика, и знания, и интуиция. Глубина расчёта может оказаться важнее, чем общая оценка позиции. Расчёт облегчает шашечная память – знание многих позиций, умение вовремя обнаружить угрозу, ловушку, комбинацию. А искусство? Шашки отлично развивают ассоциативную фантазию. Без этого нельзя добиться высшего мастерства, без этого нельзя стать настоящим шашистом. Когда обдумываешь и рассчитываешь ходы, невольно возникают различные ассоциации, связанные с определёнными построениями, манёврами, комбинационными идеями. Игра в шашки способна вызвать бурные эмоции, восторг, чувство красоты. Это и есть эстетическое воспитание. На примере шашек можно лишний раз убедиться, что искусство простоты – самое сложное искусство. Любители шашек восхищаются партиями, сыгранными много десятилетий назад, и композициями, созданными в прошлых веках. Разве это не говорит о том, что мы имеем дело с истинными произведениями искусства?! А спорт? Во-первых, здесь присутствует соревновательный элемент. Турниры призваны определять победителей. Во-вторых, как и в любом другом виде спорта, участие в соревнованиях требует затраты не только умственных, но и физических сил, а следовательно, хорошей физической подготовки, тренированности. Игра требует умения сосредоточиваться, недаром в турнирных залах царит тишина. Шашки воспитывают умение быть внимательным, отключиться от всего, что в данный момент не имеет отношений к главному. А это бесценное качество необходимо во всех без исключения деятельности. Успешная игра в шашки невозможна без овладения логикой борьбы, без умения концентрировать внимание на решении дебюта, миттельшпиля, эндшпиля в условиях ограниченного времени, без глубокого проникновения в психологию соперника. Шашечный талант – это умение из многих направлений выделить наиболее рациональное, само собой разумеется, что для этого нужна напряжённая работа за доской. Игра в шашки и анализ отдельных положений – огромный труд, а изучение игры – это изучение творчества. Таким образом, роль игр в воспитании, обучении, развитии человека огромна – без игры вообще не бывает творчества. Здесь и проблема образа, и проблема обучения и самообучения, и проблема памяти – словом, всего, что свойственно творческому процессу. Вот почему шашки – это не просто игра, не просто единоборство двух сторон, а модель творческого процесса.