Конференции

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тофт Юлия Михайловна,
воспитатель
МБДОУ д/с 51,
г. Арзамас, Нижегородская область

Приоритетной целью Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Исходя из этого, существует необходимость в применении программ и технологий, которые помогли бы в воспитании и развитии инициативных, творческих детей, способных неординарно мыслить. Раскрытие потенциальных возможностей детей происходит на начальной ступени дошкольного образования, поэтому и инновационные преобразования должны происходить на этом этапе.
Среди многообразия средств и технологий, которые могли бы обеспечить увлекательный для детей процесс обучения, при этом «оставляя» на высоком уровне качество образования, несомненно, выступает технология ТРИЗ (технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, адаптированная к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх С. В., Н. Н. Хоменко Н. Н. и др. около 20 лет назад). Задача ТРИЗ- не заменять основную общеобразовательную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач развивает творческие способности детей и уверенность в себе и своих силах. Дошкольник в силу своей специфики – искатель, его внимание всегда направлено на то что интересно ему. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В основе технологии ТРИЗ лежит система творческих заданий, которые позволяют сформировать у детей способность неординарно мыслить, не бояться выдвигать самые необычные версии происходящих событий и находить неожиданные выходы из различных ситуаций, при этом не чувствуя никаких психологических и технологических барьеров. Ребёнок учиться не пасовать перед трудностями, а воспринимать это как задачу, решение которой зависит от самого ребёнка.
Теория решения изобретательных задач в ДОУ – это целая система специально подобранных заданий в игровой форме, которые помогают качественно и эффективно усваивать программу, детская игра становится разнообразной, развивается у детей нестандартное креативное мышление. Главная идея в том, чтобы ребенок самостоятельно находил возможные ответы на возникающие вопросы, при это мог предложить несколько возможных вариантов. Педагог является постоянным спутником, советчиком и наставником. Важное превосходство технологии ТРИЗ — это предельная возможность детей проявить свою самостоятельность, минимизация теории и помощи педагога.
Можно выделить основные функции данной технологии:
ü  Дети учатся самостоятельно грамотно решать творческие и изобретательские задачи любой сложности и направленности.
ü  Формируется творческая и активная личность, умеющая креативно мыслить
ü  Дети учатся работать коллективно, прогнозировать ситуации.
ü  Учатся моделировать различные ситуаций.
При этом чётко выполняется учет личностно-ориентированного подхода в обучении.
В результате у детей:
• Вырабатывается умение отстаивать свою позицию в различных ситуациях, своё убеждение и свой взгляд на разные вопросы.
• Развивается инициативность, решительность, уверенность в себе, умение находить решение в самой сложной ситуации, стремление и возможность работать в коллективе, где на каждого возложена своя обязанность.
• Развивается креативное, нестандартное мышление, воображение, умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
Вся эта система обучения основывается на мировом опыте. Разработано огромное количество различных изобретательских задач, к решению которых ребенка должен бережно и грамотно подтолкнуть взрослый - воспитатель.
2022-03-29 10:58 Март 2022