ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Галицкая Надежда Валерьевна, педагог-психолог Семенова Ангелина Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 23», г. Курск
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушения развития. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов помочь детям с ограниченными возможностями здоровья создать полноценную среду, в которой ребенок сможет развиваться, получать тот уровень компетенций, который доступен его сверстникам без особенностей физического и умственного здоровья. В такой среде он активен, заинтересован, уверен в себе. Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципу развивающего образования. Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС. Занятия с использованием конструктора помогают дошкольникам с ОВЗ войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Используя Лего, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы.
Применение наглядного материала помогает формировать пространственное мышление. Создавая модель, дети общаются со сверстниками. В своих замыслах они используют названия направлений «верх», «низ», «дальше», «ближе», «слева», «справа», «вперед», «назад». При выборе деталей нужного размера воспитанники оперируют понятиями «длинный-короткий», «высокий-низкий», «маленький-большой», «широкий-узкий». В условиях специального коррекционного обучения постоянно возникает необходимость обозначать вербально связь между действием и образом, которая очевидно проявляется при работе с конструкторами. Поэтому занятия по конструированию развивают математическое мышление, пространственные представления и совершенствуют регулирующую функцию речи, активизируют представления по слову, учат понимать слова и соотносить их звучание с лексическим значением. Детали небольшого размера тренируют мелкую мускулатуру кистей рук, рельефные поверхности - точность тактильных качеств. Воспитанники определяют форму объекта, его размеры, положение в пространстве. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети работают с предложенными инструкциями, сотрудничают с партнером, взаимодействуют с участниками коллектива. Различают три основных вида конструирования: по образу, по условию и по замыслу. Конструирование по образу предполагает наличие готовой модели того, что нужно построить в виде изображения или схемы. При конструировании по условиям образца нет, заданы условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).
Конструированию по замыслу лучше остальных развивает творческие способности и воображение ребенка, потому что предполагает самостоятельную деятельность: воспитанник сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Конструирование - это универсальный метод для ребят с ограниченными возможностями. ЛЕГО открывает дошкольнику новый мир, в котором он развивает такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества для поиска оптимального решения. Знакомясь с конструированием, формируется умение пользоваться инструкциями и схемами. Системный подход в работе с детьми активизирует логическое, проектное мышление, интеллектуальные и творческие способности. Конструктор ЛЕГО предоставляет ребенку с ОВЗ, прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который предоставляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок строит свои знания, а педагог лишь конструирует его.