ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одиноченкова Ольга Алексеевна, педагог-психолог / учитель-логопед МАДОУ детский сад "Алёнушка", г. Жуковка, Брянской область
Д. С. Лихачёв.: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины. Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей. Задачи: - воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через различные формы совместной с семьей деятельности; - развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Актуальность В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад. Система работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников включает три блока:
Первый блок - Диагностический блок помогает выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данную работу можно реализовывать через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Второй блок – Теоретический. Цель: повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На теоретическом этапе разрабатывается план работы по духовно-нравственному воспитанию в содружестве с семьей. Третий блок – Практический. На данном этапе можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. В качестве НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ работы семьей, можно использовать: 1. Акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия. Акция «Мамина колыбельная». Родители вместе с детьми записывают свои колыбельные песенки. В итоге акции получается музыкальный альбом включающий колыбельные песни на родном национальном языке (русские, армянские, украинские и др.). Эта акция помогает сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям. Акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляют традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, оформляется стенд в виде солнышка,с лучами -повествованиями о семейных традициях. Эта акция помогает в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважения. Акция «Герб моей семьи». Каждая семья создает свой личный, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Акция вдохновляет семьи на изучение своих истоков и стимулирует стремление быть достойными членами своего рода. 2. "Родительская почта" - нетрадиционная форма работы с семьей, которая помогает наладить более тесный контакт с семьями,где любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью. 3. Проект «Генеалогическое древо». Очень увлекательный и полезный в духовно-нравственном воспитании. Дает возможность составить родословные семей и совместно с родителями оформить выставку «Семейные древа». ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы с семьей: 1.Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. В рамках духовно – нравственного и патриотического воспитания можно использовать тему родительского собрания «Я - семья - род - народ!» с участием семей воспитанников. Каждая семья демонстрирует «Герб семьи», «Девиз семьи», национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читают стихи о семье, поют песни, вспоминают пословицы о семье. Оформляется выставка совместного творчества детей и родителей рисунки «Моя семья». 2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. Фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Яблочный спас», «Масленица раздольная», «Пасхальный перезвон» имеют немаловажное значение для воспитания духовно-нравственных качеств у детей. Праздники, посвященные Дню защитника Отечества /«Ай, да, папы! »/ ( (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помогают пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества воспитывает акция «Подарок солдату» (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии). Праздники для мам «День Матери», «Международный женский день 8 марта» воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек. Патриотический праздник –9 Мая, можно посвятить ряд мероприятий: акция «Молодое поколение - ветерану» (дети пишут благодарственное письмо ветеранам ВОВ); тематические занятия; праздники. Задача проводимых мероприятий - проследить связь поколений. День независимости России 12 июня, чествуем государственные символы России. Празднование Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом! » позволяет лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ формы работы: 1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию. 2. Фотовыставки. Можно использовать темы: «День города в нашей семье», «Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе», «Для меня всегда герой самый лучший папа мой», «Наши предки», «История нашего города», и многие другие. 3. Библиотека для родителей. Даются рекомендации по использовании в условиях семьи художественной литературы по определённой теме и предлагаются для чтения детям. 4. Информационные буклеты в помощь родителям. 5. Оформление альбомов. Темы альбомов по духовно- нравственному воспитанию: «Моя Родина – Россия», «Золотое кольцо России», «Города старинные мастерами славные», «Рода войск», «Вооружённые силы Российской Федерации», «Символика РФ», «Великие полководцы», «Из истории Московского Кремля», «Герои былин», «Обмундирование воинов», «Семья», «Профессии», «Праздники России» и др. Все эти формы помогут активизировать родителей в совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.