ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Авдеенко Оксана Александровна, учитель-логопед Бугакова Елена Викторовна, педагог-психолог Васильева Екатерина Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад № 81, г. Белгород
Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем ярче ощущения, тем обширнее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Залог успеха умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведь чувственное познание внешнего мира — пожалуй, важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, которые необходимы для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными векторами развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция. Сенсорная интеграция – это естественный процесс развития ребенка, который начинается еще в материнской утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни. Сенсорная интеграция представляет собой своего рода упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Работа по сенсорной интеграции с дошкольниками осуществляется по нескольким направлениям: - В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия свойств предметов и формирование перцептивных действий. - В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников. - В конструктивной деятельности из различных материалов. - В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. - На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание). В результате работы по развитию сенсорной интеграции достигаются следующие результаты: Ø Значительно улучшается чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам; Ø Улучшается осознание своего тела в пространстве; Ø Снижается уровень двигательного беспокойства; Ø Значительно улучшается двигательная координация; Ø Значительно улучшается концентрация внимания; Ø Улучшается способность к обучению и коммуникации; Ø Значительно улучшается эмоциональный фон. Важно помнить, что сенсорная интеграция как вид определенных занятий целостна: она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Когда мышцы работают слаженно, формируя адаптивное движение всего тела, они вместе с соответствующими суставами посылают в мозг хорошо организованные ощущения. Движения, в которые вовлечено все тело, также порождают множество вестибулярных импульсов, помогающих объединить другие сенсорные системы. Способность организовать эти ощущения и адекватно на них ответить. А применение сенсорной интеграции в условиях детского сада является необходимым звеном успешного образования и всестороннего развития детей. Список используемых источников: 1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; М.: Теревинф, 2009. 2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М.: Просвещение, 2008. 3. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно- развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92. 4. Ростомашвили Л. Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития. Учебное пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009.