Конференции

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ, ГРАММАТИКИ, СВЯЗНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УО

Смирнова Тамара Юрьевна,
учитель-логопед
КГКОУ ШИ 14 г. Амурск

Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылку для социальных контактов, благодаря которым формируются представления ребёнка об окружающем мире. Овладение речью способствует осознанию, планированию, регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на деятельности и поведении, могут вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера.
Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие.
У детей с нарушением интеллекта, расстройства речи разнообразны по своим проявлениям, механизмам и уровню, носят системный характер. При интеллектуальной недостаточности нарушаются операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), которые в процессе коррекции так и не достигают нормы развития. Нарушения речи отличаются стойкостью, устраняются с большим трудом.
Актуальной проблемой логопедической работы в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта является развитие связной устной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется последовательно, логично, грамматически правильно.
Формирование связной речи происходит постепенно: начинается с овладения диалогической речью в ходе ситуативного общения, затем переходит к более сложной форме – монологу.
Становление связной речи у детей с отклонениями в развитии осуществляется в замедленном темпе и имеет ряд особенностей. Дети длительное время задерживаются на этапе ситуативной, вопросно-ответной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным, учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции, систематической помощи, которая проявляется в виде наводящих вопросов, подсказок. Дети с нарушением интеллекта не осознают необходимости ясно и чётко передавать содержание какого-либо события, не ориентируются на собеседника. Их связные высказывания малоразвёрнуты, фрагментарны, с нарушенной логической последовательностью.
Одной из причин задержки формирования связной речи у учащихся коррекционных школ является то, что их речевая активность очень слаба и быстро истощается; недостаточность волевой сферы играет отрицательную роль в протекании связных речевых высказываний.
Развитие связной речи неразрывно связано с формированием лексико-грамматических категорий, которые у данного контингента детей тоже имеют свои особенности.
Нарушения лексики проявляются в следующем:
·           Незнание названий многих предметов и их частей.
·           Преобладание слов с конкретным значением, трудности в усвоении слов с абстрактным значением.
·           Отсутствие обобщающих слов.
·           Отсутствие глаголов, обозначающих способы передвижения животных.
·           Замена приставочных глаголов бесприставочными.
·           Употребление незначительного количества слов, обозначающих признаки предмета.
·           Не подбирают синонимы, антонимы, редко используют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
·           Ограниченное количество наречий
·           Неточное употребление слов.
·           Преобладание пассивного словаря над активным.
·           Недостаточность сформированности семантических полей.
Также довольно распространённым явлением считаются нарушения словоизменения и словообразования.
Нарушения синтаксической структуры речевого высказывания:
·           Преобладание простых нераспространённых предложений.
·           Распространённые предложения отличаются однообразием, чаще включает прямое дополнение (Мальчик ест конфету.), иногда –обстоятельство места (Дети идут в школу.).
·           В самостоятельной речи имеют место фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо того и другого.
·           Нарушения структуры предложения.
Поскольку у детей с отклонениями в развитии оказываются несформированными все операции речевой деятельности, логопедическая работа в коррекционной школе должна быть направлена на то, чтобы заложить основы для:
·           формирования мотивации речевой деятельности, повышения потребности в речевом общении;
·           преодоления нарушений программирования речевой деятельности;
·           создания внутренних программ речевых действий и их реализации;
·           контроля за речью (сличение полученного результата с предварительным замыслом).
Сам ребёнок пробелов в речи не замечает, он не знает, как надо строить своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать, и самостоятельно он эти пробелы не восполнит.
Несформированность грамматических представлений в дальнейшем так же приводит к трудностям в овладении письменной речью.
Таким образом, обозначается проблема: как преодолеть серьёзные, многообразные, трудно корригируемые речевые нарушения, как сделать работу по развитию связной устной речи более интересной и эффективной?
Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в речевом развитии, а также предупредить школьную неуспеваемость.
Систематизированные пособия на основе различных источников предназначены для развития речи детей, имеющих трудности в формировании лексико-грамматических категорий, и способствует постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.
Знакомство коллег с моими дидактическими пособиями.
(Логопед описывает каждое пособие и объясняет его влияние на развитие соответствующих процессов).
Лексика:
1. Развивающая игра «Сортёр: Окружающий мир».
2. Комплект пластмассовых игрушек «Домашние животные»;
Комплект пластмассовых игрушек «Дикие животные»;
Комплект резиновых игрушек «Овощи»;
Комплект пластмассовых игрушек «Фрукты»;
Комплект игрушек «Машины»;
Комплект пластмассовых игрушек «Посуда»;
Комплект резиновых игрушек «Насекомые»;
Комплект резиновых игрушек «Морские обитатели».
3. Картинный материал по лексическим темам логопедических занятий.
4. Деревянные игры – шнуровка.
5. Логопедическое лото.
6. Деревянные вкладыши «Транспорт»;
Деревянные вкладыши «Дикие животные»;
Деревянные вкладыши «Земноводные и рыбы».
Грамматика:
1. Мнемо-таблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности.
2. «Логопедические карточки» Светлана Батяева.
3. Деревянный паззл «Мама, малыш, жилище».
4. Грамматические тетради Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
5. Согласование слов во фразе (сущ.+прил.). Развивающая игра «Учим цвета».
Связная речь:
1. Развивающий стенд «По мотивам сказок» для развития связной речи.
2. Набор «Пальчиковый театр».
3. Дидактическое пособие «Истории в картинках».
4. Пальчиковый театр «Три медведя».
5. Игра развивающая на внимание «Найди лишнее».
6. «Развиваем связную речь» серия «Говори правильно».
7. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР». (Конспекты фронтальных занятий логопеда).
8. «Аниме-ладошки» Еременко Е.Н..
2022-03-29 15:25 Март 2022