Конференции

ФОТОГРАФИЯ КАК ЯЗЫК ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Суворова Людмила Пархомовна,
преподаватель
Луганская государственная академия культуры и искусств
имени М. Матусовского, ЛНР, г. Луганск

Современные реалии диктуют необходимость знаний у молодежи истории родного края, традиций нашего народа, обращения к вековым корням. Этот факт предъявляет к образовательной и воспитательной работе особые требования. Мы, педагоги должны проводить свою работу с широким использованием педагогических средств:иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений, диафильмов, плакатов, слайдов, фотографий, мини-музеев. Фотография, как инструмент познания окружающего мира, представляет немалый интерес для преподавания на учебных занятиях. Наглядность и визуализация способствуют качеству подаваемой информации и восприятию её на уроках, развитию воображения и участвуют во многих коммуникативных процессах.
Принцип наглядности был сформирован и обоснован в XVII веке Я.Л. Коменским. Ученый систематизировал опыт, накопленный в сфере образования, и создал работу по сути, методам и принципам образования под названием «Великая дидактика». В русской педагогике М.В. Ломоносоводним из первых применял приемы визуализации на лекциях. В XIX веке Н.И.Пирогов выделил наглядность, как главный дидактический принцип.
В современном мире существует множество исследований, посвященных принципу наглядности, его квалификации, влиянию на развитие образования и воспитания подрастающего поколения, как зарубежных, так и отечественных педагогов и психологов. Таким примером может служить исследования нашего коллеги А.В. Ярошевской преподавателя цикловой комиссии «Гуманитарные дисциплины» отделения изобразительного искусства ЛГАКИ имени М. Матусовского. В своей статье «Визуализация как средство анализа художественного образа» пишет: «Для студентов-художников особое значение приобретает так называемая визуализация художественного образа, т.е. способность совместить обобщенные представления о художественном образе и индивидуальные образные ассоциации…Визуализация в той или иной форме присуща всем людям, больше всего ею занимаются люди творческих профессий, так как мысленная визуализация является начальной стадией любого творческого труда» [6, c.100].
Профессиональный уровень образовательной и воспитательной работы педагога предполагает грамотное использование источников педагогического мастерства. Известно, что 89% информации человек получает через визуализацию. В педагогике существует большое количество видов наглядности. Одним из основных средств использования принципа наглядности является фотографическое изображение. В этих условиях,я считаю,необходимо максимально активизировать социальную функцию фотоизображения и тем самым усилить воспитательный потенциал снимка. Для этой цели предлагается использовать визуальное восприятие информации посредством фотографии.
Смысл фотографического снимка главным образом формируется у зрителя в процессе восприятия. Любая фотография, воспринимаемая человеком, вызывает реакции, которые проецируются из его внутренней картины реальности, определяя то, как люди придают значение тому, что видят. Следовательно, данная техника не связана с определенным типом фотографии.Она сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), «области», в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное [2, с.37].
Поэтому эффективнымсредствомвоспитанияучащейся молодежи являетсяформированиеунеевизуальнойкультуры.«Визуальная культура» — это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы» [3, с.113]. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайни т.д. Чаще всего фотоизображение обращается к массовому зрителю и несёт заряд эмоций. В этих сферах фотография обладает огромными возможностями в формировании вкуса, воспитании эстетической и художественной культуры личности — таким образом, она влияет на художественное развитие студенческой молодежи.
Как средство массовой коммуникации способствует расширению объёма и качества информации, устанавливает более широкий контакт с действительностью. Всё это позволяет индивидууму качественно улучшать и переосмысливать своё понимание мира, а также самому создавать художественную культуру[5, с.37].
Фотография связана как с визуальным, так и с чувственным восприятием мира и это отражается в известном высказывании: «Мы живём, пока видим и чувствуем». В настоящее время, как ни в какое другое, фотография позволяет делать и то, и другое: наше чувственное восприятие мира достаточно быстро воплощается в фотографических образах.
Если рассматривать фотографию применительно к студенческой молодежи, то следует отметить, что она через визуальные образы помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, приучает логически мыслить и осознавать увиденное. Фотографический снимок, как язык визуальной информации, расширяет возможности восприятия окружающего мира. Фотографируя и изучая фотографию, учащаясямолодежь переносит в зрительные образы свой внутренний мир, мироощущение и, естественно, уровень сознания и познавательного интереса.
Снимок стимулирует творческие процессы, поскольку стимулирует образное мышление. В ней присутствуют все признаки творчества: поиск, насыщение, озарение, проверка. Она участвует в передаче информации внутри общества и от того, какого снимок качества и направленности зависит, в том числе, воспитание подрастающего поколения.
Фотография имеет особое свойство - «эффект присутствия». С еепомощью человек за день может побывать в разных эпохах и отдалённых уголках Земли, виртуально встретиться с интересными людьми, стать свидетелем важных политических событий, побывать на выставке, посетить музей в любой точке мира и т. д. Таким образом, фотография через визуальные образы оказывает влияние на восприятие информации. Она как никакое другое средство, позволяет запечатлеть самые потаенные уголки природы и, таким образом, приносит радость всем, кто её создаёт и всем, кто посещает фотовыставки или читает иллюстрированные издания.
В своей книге «Искусство и визуальное восприятие» Рудольф Арнхейм писал, что каждый акт визуального восприятия представляет собой активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организацию в целостный визуальный образ. Зрительное восприятие - активный, динамический процесс [1, с.57].
Изучив определенный объем информации о фотографическом искусстве, а также, организуя и участвуя в проведении фотографических проектов, могу сказать, что существует пассивное и активное восприятие информации через художественную фотографию.
К пассивному относятся: тематические фестивали и фотовыставки, каталоги этих выставок, фотоальбомы, наглядные пособия и агитация, реклама и др. С расширением сетиИнтернет студент имеет возможность не только просматривать виртуальные экспозиции фотовыставок различного уровня (Международные фотосалоны (FIAP), Федерального, республиканского и регионального значения), но и поучаствовать в обсуждении фотографий.
Перенос экспозиций и фотовыставок в виртуальное пространство - еще одно решение задачи воспитания студенческой молодежи. Виртуализация подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который, пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов, которые представлены в виде оцифрованного фотографического материала. Такой музей доступен из любой точки мира и работает 24 часа в сутки. Вопрос актуален для любого музея мира,но особенно для музеев истории и культуры города, в котором живет студент. Это благоприятно влияет на процесс воспитания молодежи в духе любви к «малой Родине» и гордости за свой край.
Активное восприятие информации через художественную фотографию –это когда студенческая молодежь сама прикасается к фотоискусству, будучи его активным участником. Таким примером могут быть фотографические фестивали и конкурсы с участием студентов.
Дистанционное обучение в период пандемии показало, что использование фотографического изображения играет огромную роль в усвоении студентами большого объема учебного материала. При этом осуществляется переход от пассивного восприятия информации к активному, осознанному овладению знаниями. В этот период преподаватели находились в поиске новых форм, методов и средств обучения, а также специфических приемов их использования в учебном процессе. Поэтому фотография, как инструмент познания, представляет немалый интерес для преподавания в целях образования и воспитания студенческой молодежи в современных условиях.
Наглядность и визуализация способствуют качеству подаваемой информации и восприятию её как на занятиях, так и вовнеаудиторное время. Фотография в контексте виртуальной социальной коммуникации должна быть направлена на заинтересованность студентов в обучении, получении новых знаний и применение их на практике.
Список литературы
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – 384с.
2. Вайзер Д. Техники ФотоТерапии. Исследование секретов личных фотографий и семейных фотоальбомов // перевод с английского Ю. Морозовой и др. //. – М.: Генезис, 2017. – 419 с.
3. ДаниэльС. М. Искусствовидеть /С.М. Даниэль. - М.:Амфора, 2006. – 206с.
4. Савицкая Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы / Т.Е.Савицкая //Обсерватория культуры, 2008, №2. – 32-40с.
5. Социально-гуманитарные дисциплины в творческом вузе: мировоззренческий аспект преподавания: материалы Междунар. науч.- практ. Конф. (Луганск, 11-12 февр.2010 г.) / Луган. гос. ин-т культуры и искусств – Луганск: Изд-во ЛГИКИ, 2010. -196с.
2022-03-29 15:37 Март 2022