ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Мирошкина Екатерина Евгеньевна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 26 Петродворцового района, Санкт-Петербург
Задача педагога – разнообразить образовательную среду в группе, чтобы она стимулировала разностороннее развитие детей (п.3.3. ФГОС ДО). Решить эту задачу воспитателям поможет разнообразный дидактический материал, который дети смогут использовать в своих играх, а воспитатель – в ходе образовательной деятельности. Сформировать игры одной тематики поможет такая педагогическая технология как дидактический сундучок. Данная разработка содержит общие методические рекомендации для педагогов по изготовлению и применению «дидактического сундучка» и практический материал на примере игр, сделанных руками педагога: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!». Рождаясь, каждый человек получает от своих родителей особо ценный подарок – свою жизнь. И ИМЯ. Имя – это слово, состоящее из определенных звуков, на эмоциональном уровне создающее особую «мелодию» своей энергией, интонацией. Проговаривая имя, мы вкладываем в него свои мысли, своё намерение. Следовательно, имя обладает своеобразной магической властью, таинственным образом влияющей на жизненный путь каждого человека, т.е. имя – это частичка истории жизни, интересная и неповторимая судьба каждого человека. Имя оставляет след в памяти людей. Восприятие своего имени, осознание себя как отдельной личности в социальном мире, начинается уже в дошкольном возрасте. Когда маленький ребенок приходит в детский сад, первый вопрос, который он слышит и на который дает вполне осознанный ответ, это «Как тебя зовут?». И то, как ребенок себя называет, говорит о его эмоциональном благополучии и моральном здоровье, о том, отождествляет ли он себя как персону в социальном окружении. Обращаясь к ребенку по имени (то же мы можем наблюдать в общении между детьми), мы вкладываем в имя особую энергию мыслей, интонацию, «тайный» смысл. Аведь с именем можно играть (!): это может быть уменьшительно-ласкательная форма имени, когда мы хотим сказать: «Я люблю тебя, я с тобой рядом». Это может быть и полное звучание имени, когда хотим проявить определенную строгость. Это может быть и сочетание имени-отчества, красивая рифмованная фраза имясодержащая. Не забываем и о многообразии народного фольклора (загадки, потешки, пословицы и поговорки с содержанием имен). А ребенок слышит, предугадывает настроение и содержание обращенной к нему последующей речи. Идея игр адресована воспитателям ДОО, неравнодушным родителям. Игры с именем откроют детям тайну собственного имени и его значение, многообразие имен в мире, приобщат к устному народному творчеству, помогут расширить кругозор. Методические рекомендации для педагогов ü Как сделать «дидактический сундучок»? Самый простой способ – подобрать коробку и обклеить ее в стиле «сундука» (сундук – предмет старинной мебели). Коробка должна быть вместительной и достаточно прочной. Выбирайте такую, чтобы в нее поместилось много игр, и при этом дети могли самостоятельно доставать «сундучок», ставить на стол, убирать на место. Оформите «сундучок» так, чтобы он привлекал детское внимание и отображал свое содержание. ü Что положить и когда использовать «дидактический сундучок»? «Дидактический сундучок» может быть разной направленности. Это зависит от того, какие задачи педагог ставит перед собой. Сундучок можно сделать патриотическим и наполнить его материалом патриотической направленности. Это может быть и «Сундучок здоровья», если в нем материал по физическому и оздоровительному направлению воспитания. Игры подойдут для совместной, самостоятельной, организованной образовательной деятельности, индивидуальной работы. ü Как познакомить детей с «дидактическим сундучком»? Воспитатель вносит сундучок в группу и предлагает детям внимательно осмотреть его, спрашивает, как он выглядит, что может находиться в нем. В ходе беседы необходимо стимулировать воспитанников рассуждать, высказывать свои предположения. Когда дети выскажутся, педагог открывает «сундучок» и знакомит с его содержимым. ü Куда поставить «дидактический сундучок»? Такой «сундучок» целесообразно размещать в свободном доступе, в уголке настольных игр или в уголке уединения так, чтобы у детей была возможность в любое время брать игры по желанию. Если в группе нет такой возможности, можно поставить его так, чтобы он привлекал внимание и желание детей достать его и поиграть. «Спрятанный сундучок» поможет выполнить требование ФГОС, согласно которому РППС в группе должна быть трансформируемой и вариативной (п.3.3.4 ФГОС ДО). Общий «дидактический сундучок» можно хранить и в методическом кабинете. Тогда можно составить график, по которому он будет «путешествовать» по группам. ü Работа с родителями. С «дидактическим сундучком» можно познакомить родителей на собрании. Можно предложить брать игры из «сундучка» домой на выходные дни. Неравнодушным родителям можно оказать поддержку и помочь им сделать игры дома или придумать новые. Содержание «дидактического сундучка» на примере игр «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» Имена, имена, имена – В нашей речи звучат не случайно: Как загадочна эта страна, Так и имя – загадка и тайна. А.Бобров, «Имена» Ø Дидактическая игра «Картинки – половинки» Цель: формирование слоговой структуры слова. Ребёнку предлагается собрать картинки, состоящие из 2-х, 3-х и 4-х частей (по слогам), так, чтобы получилось целое изображение.
Ø Дидактическая игра «Составь имя» Цель: развитие слухового и зрительного внимания, фонематического слуха. Ребёнку предлагается составить имя из крышек, на которых наклеены буквы. Ø Дидактическая игра «Угадай героя из мультфильма» Цель: формирование представлений детей об именах героев, встречающихся в известных мультфильмах, развитие коммуникативных навыков детей. Ребёнок рассматривает картинки, угадывает и называет по имени героя мультфильма. Ø Альбом редких имён «Алфавит в именах» (пособие) Цель: формирование представлений детей об именах, которые встречаются редко. Ребёнку предлагаются для ознакомления короткие стихи про имена. Ø Дидактическая игра «Зашифрованное имя» Цель: развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звуковой культуры речи, внимания, памяти. Ребёнку нужно назвать каждую картинку, определить первый звук в этих словах и назвать имя, которое зашифровано на карточке.
Ø Дидактическая игра «Тактильные лабиринты» Цель: развитие графомоторных функций, координации движений рук, внимания, фонематического слуха. Ребёнку предлагается провести пальчиком по веревочке и, называя буквы, прочитать имя. Игра содержит два варианта прохождения лабиринта и подразумевает работу правой, левой или двумя руками.
Ø Дидактическая игра «Имена в разных странах» Цель: формирование представлений детей о многообразии имён в разных странах мира. Ребёнку предлагается к рассмотрению картинки, на которых изображены флаг страны, люди в национальных костюмах, дан примерный список имен, распространенных в этой стране. Ø Дидактическая игра «Имена в картинках» Цель: развитие ассоциативного мышления, воображения, связной речи. Ребёнку предлагается рассмотреть картинку, отображающую представление имени.
Ø Дидактическая игра «Город друзей» Цель: закрепление представлений об именах, формирование понятия «дружба», развитие фонематического слуха. Ребёнку предлагается вспомнить и написать имена, которые начинаются на букву, «живущей в данном домике».