Конференции

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ (ИЗ О

Леонтьева Наталия Евгеньевна,
учитель-дефектолог
ГБДОУ детский сад № 82 компенсирующего вида Невского района,
г. Санкт-Петербург

Работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду компенсирующего вида предполагает взаимодействие с воспитанниками, имеющих зрительную патологию, и их родителями (законными представителями). Контингент нашего ГБДОУ составляют дети с такими зрительными нарушениями как: амблиопия, косоглазие, но есть среди них дети с более сложными диагнозами: глаукома, катаракта, атрофия зрительного нерва, миопия тяжёлой степени, слабовидение. Каждый из диагнозов отличается своими особенностями и сложностями.
Зрение имеет особое значение в жизни человека в связи с его информационной значимостью. По современным данным, через орган зрения поступает 90% информации, а это в 30 раз больше, чем через слуховой анализатор.
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения человек получает информацию о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удалённости. Такую исчерпывающую информацию человек получает с помощью различных функций зрения. К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, цветоразличение, поле зрения, характер зрения, глазодвигательная функция. Нарушение любой из этих функций неизбежно влечёт за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
У детей со зрительной патологией наблюдаются трудности при опознании предметов, рисунков, их цвета и формы, а также пространственные отношения между их деталями или в группе предметов. Основным признаком предмета является его форма, она является информативным признаком. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движения глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. Дети с нарушенным зрением испытывают трудности и при восприятии величины. Порой дети не могут охватить взором одновременно все предложенные предметы, ведь при рассматривании предметов человек глазом обводит его контур последовательно, а при зрительной патологии – возникает соскальзывание с контура, возвраты, увеличивается длительность фиксации. Кроме этого, у детей со зрительной депривацией нарушено восприятие цвета. У них наблюдается затруднение при восприятии зелёного и сине-фиолетовых цветов и их оттенков. Наряду с этими трудностями наши дети плохо воспринимают большое пространство и пространственные отношения между объектами, расположенными в нём.
Дети с различными зрительными нарушениями, для преодоления трудностей и отклонений в развитии, нуждаются в специальных занятиях.
В нашем дошкольном учреждении осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Их сочетание создаёт благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных отклонений, способствуют улучшению подготовки детей к обучению в школе.
Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. Педагогическая работа направлена на развитие детей в той степени, в которой позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также физическое и психическое развитие ребёнка. Учитель-дефектолог призван помочь детям со зрительной депривацией перейти к визуализации, т.е. к восприятию мира на основе зрительной информации (у нормально видящих детей этот процесс наступает автоматически к 4-5 летнему возрасту).
Учитель-дефектолог, проводит специально организованные коррекционные занятия с детьми, которые подразумевают под собой главную цель – развитие зрительного восприятия на суженной сенсорной основе, а также формирование способов познания и ориентировки в окружающем мире. Коррекционные занятия отличаются от занятий воспитателей, но они взаимодополняют друг друга. Существуют следующие типы занятий:
*формирование сенсорных эталонов
*формирование предметных представлений
*развитие предметности восприятия
*развитие навыков ориентировки в большом и малом пространстве
*развитие навыков движения
*развитие восприятия глубины пространства
*развитие восприятия сюжетных изображений
Одновременно с этим, реализуютя задачи по развитию основных психических процессов, речи и сохранных анализаторов.
Каждый тип занятия имеет свои особенности, свою специфику, свои методы и приёмы подачи материала. На занятиях учитываются: зрительный диагноз каждого ребёнка, уровень развития его зрительного восприятия, а также сопутствующие заболевания, для получения более прогрессивного результата. Кроме этого, подбираются для каждого ребёнка пособия, их размер (для детей с низкой остротой зрения – пособия больше 2 см, а для детей с высокой остротой зрения – меньше 2 см). Так же учитывается острота зрения при посадке на занятии или местонахождения при демонстрации материала в большом пространстве. Очень важно знать зрительные диагнозы детей для правильной посадки на занятии с правой или с левой стороны стола, т.к. наши дети носят окклюзию, т.е. им заклеивают окклюдером лучше видящий глаз, для тренировки худшего глаза. Важное значение имеют фон и контраст, на котором предлагается материал или задания, (темное на светлом, светлое на темном) т.к. при неправильно подобранном контрасте дети могут ничего не увидеть. Выполняется зрительная нагрузка, предписанная врачом-ортоптистом для каждого ребёнка (она включает в себя время проведения занятий, время зрительной работы, цвет и размер пособий).
В работе используются самые разнообразные технологии такие как: «ТРИЗ», «Мнемотехника», блоки Дьенеша и т.д.. В дополнение к программе по развитию зрительного восприятия. Обычно, учителя-дефектологи занимаясь развитием зрительного восприятия, выбирает себе дополнительную тему, связанную с умственным развитием. Но мне ближе другое направление - развитие у детей элементарных представлений о человеке в истории и культуре. Так появилась «Система коррекционно-педагогических занятий учителя-дефектолога по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников с нарушением зрения через знакомство с русскими народными традициями». Развивать зрительное восприятие можно, используя различные методики, технологии, направления. Наша главная задача научить ребенка адекватно воспринимать окружающий мир, видеть его полноту и многообразие.
За основу была взята программа Князевой О.Л. и Маханёвой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которая была и адаптирована для занятий с детьми, имеющих зрительную патологию.
Россия – родина для многих, но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, русскую историю и культуру.
Уверена, что Система коррекционно-педагогических занятий учителя-дефектолога по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников с нарушением зрения через знакомство с русскими народными традициями является богатейшим источником знаний. Дети с раннего возраста тянутся к этому многообразному, яркому и загадочному миру, который привлекает их, удовлетворяет их любознательность, повышает познавательную активность. Способствует развитию умственных способностей, зрительных функций и положительно воздействуют на их эмоциональное состояние. А для детей с нарушенным зрением это важно и необходимо вдвойне. Сейчас идет засилье западной культуры: дети слушают сказки, в основном западные, смотрят мультфильмы – западные. Прекрасно знают имена всевозможных героев: Рапунцель, Анна, Эльза, Лунтик, свинка Пепа, паровозик Томас и многих других, но совершенно не знают героев русских народных сказок, сказов, былин.
Тема «Система коррекционно-педагогических занятий учителя-дефектолога по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников с нарушением зрения через знакомство с русскими народными традициями», как ни какая другая тема позволяет детям и мне окунуться в мир русских людей. Русский язык богат потешками, поговорками, пословицами, скороговорками, сказками, обычаями, обрядами. Знакомя детей с этим материалом, я увидела, какой восторг и положительные эмоции испытывают дети при общении с ними. Кроме этого, дети начинают понимать и сравнивать, как люди жили раньше и как живут теперь.
На подобных коррекционно-педагогических занятиях выполняются функциональные обязанности педагога и параллельно дети имеют возможность познать творческий потенциал и самобытность русского народа, приобрести культурные богатства, сформировать у детей чувство причастности к наследию прошлого
Основная задача тифлопедагога, заключается в том, чтобы помочь детям с амблиопией и косоглазием при восприятии материала по приобщению к русской народной культуре развить зрительные функции, сенсорные эталоны, подключить все анализаторы: слух, обоняние, осязание, а так же навыки обследования.
Чтобы правильно спланировать работу по теме, проводятся педагогические наблюдения за детьми на предмет знания ими русских народных сказок, потешек, шуток-прибауток и др. В этом помогает карта педагогических наблюдений, которая отслеживает уровень освоение программы детьми, помогает увидеть результаты, выявить недостатки, их причины и определять задачи на следующий период.
Для работы по теме «Система коррекционно-педагогических занятий учителя-дефектолога по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников с нарушением зрения через знакомство с русскими народными традициями», разработана система коррекционно-педагогических занятий. Эти занятия вписываются в коррекционно-образовательный процесс, т.к. русский быт богат и разнообразен и поэтому, можно найти любой материал, связав его с основной дидактической темой месяца. В нашем детском саду создан мини-музей «Русская горница», на базе которого и проводятся такие занятия. Здесь есть всё, что так необходимо детям для знакомства с историей, бытом и культурой русского народа. На занятиях дети имеют возможность познакомиться с разными потешками, шуточным фольклором, предметами русского быта, сказками, особенностями русских праздников и т.д. А так же на каждом таком занятии решаются коррекционные задачи, которые дополняют общеобразовательные задачи. Это задачи на развитие зрительного восприятия, на развитие прослеживающей функции глаза, на развитие восприятия глубины пространства, на ориентировку в большом и малом пространстве, на закрепление сенсорных эталонов, на уточнение предметных представлений. У наших детей сохранный интеллект, но из-за нарушения зрительного аппарата, нарушено полноценное восприятие окружающего мира. Поэтому, необходимо отрабатывать механизм коррекции и компенсации с опорой на сохранные анализаторы (слух, осязание, тактильные чувства). Развивать полисенсорную основу познания, формировать перцептивные действия. И именно правильно подобранные коррекционные задачи помогают мне сформировать у детей со зрительной патологией способность адекватно воспринимать окружающий мир с помощью компенсаторных механизмов (слуха и речи). Речь выступает главным механизмом компенсации, но очень часто у детей развивается вербализм знаний. Однако этого можно избежать, если правильно подбирать пособия, их цвет и размер, а так же выполнять рекомендации врача-офтальмолога.
Собранный практический материал для системы коррекционно-педагогических занятий учителя-дефектолога по формированию духовно-нравственных ценностей у дошкольников с нарушением зрения через знакомство с русскими народными традициями, с учетом особенностей детей со зрительной патологией, разработан ряд конспектов. Разнообразие материалов позволяют интересно преподнести детям каждое занятие.
Выбор данной темы, как мне кажется, оказался правильным, важным и нужным детям. Дети с нетерпением ждут занятия в Русской горнице, с интересом и вниманием слушают, рассматривают и выполняют всё, что я им предлагаю.
Дети охотно запоминают потешки, заклички, скороговорки, докучные сказки, отгадывают загадки, рассматривают предметы быта и ремёсел. А как интересно детям поиграть в игрушки, в которые играли их прабабушки и бабушки. С каким восторгом дети загадывают загадки своим родителям, повторяют пословицы и поговорки,
Наши дети часто подвергаются стрессам и поэтому, смена обстановки им просто необходима, и посещение русской горницы способствует преодолению этих негативных явлений.
Система занятий, которая нашла свое воплощение в коррекционно-образовательном процессе, поможет сформировать у детей устойчивый интерес к русской народной культуре, к устному и декоративному творчеству русского народа и параллельно выполнять прямое назначение, как тифлопедагога, по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
2022-03-29 09:57 Март 2022