МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сидорова Наталья Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с № 40 "Берёзка", Московская область, г. Серпухов
Задача развития познавательного интереса у детей является одной из ключевых в дошкольном образовании. Её актуальность определяется тем, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в становлении познавательной сферы и развитии познавательных способностей. Именно в этом возрасте закладываются первичные представления об окружающем социальном и природном мире, развиваются воображение, познавательная активность и интерес. Одним из методов развития познавательного интереса является моделирование. При организации работы с детьми по данному направлению используются предметные модели (например, плоскостная модель фигуры) и предметно-схематические модели (например, предметы-заместители, графические знаки, мнемотаблицы и схемы). Метод моделирования можно применять во всех видах детской деятельности: 1. При ознакомлении с растениями и животными — опорные карточки с рисунками-моделями, мнемотаблицы для описания. 2. В процессе ознакомлении с природными явлениями и ведения календаря природы — модели с условным схематическим изображением явлений природы, признаков сезона. 3. При заучивании стихотворений и пересказывания — мнемодорожки, мнемотаблицы. 4. При разработке дидактических игр («Кто и где живет», «Кто и чем питается?», «На что похоже», «Найди по контуру», «Кто во что одет?», «Времена года»). Познавательный интерес развивается и в символико-моделирующих видах деятельности. В современной научно-педагогической литературе символико-моделирующая деятельность (или наглядное моделирование) рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) Именно в дошкольном возрасте ребенок активно овладевает различными знаковыми системами и действиями моделирования. В результате у него: - формируются действия замещения (т.е. умение мысленно переносить значение одного объекта на другой, а также понимать и пользоваться различными знаками и символами); - формируются действия моделирования, которые составляют основу умственного развития; - развивается способность к знаково-символическому преобразованию действительности. Самым распространенным видом символико-моделирующей деятельности является игра. Посредством игры происходит отображение и преобразование действительности. Например, - в сюжетно-ролевой игре дошкольник копирует действия родителей, выступает в роли людей какой-либо профессии, самостоятельно организует предметно-игровую среду, действия замещает словом («едем на поезде», «приехали на море, сейчас пойдем купаться»); - в режиссерской игре ребенок создает и проигрывает придуманные сюжеты, берет на себя роль исполнителя действующих лиц, планирует действия за различных героев; - в народной игре соблюдает правила и условности («перепрыгнуть через ручеек», «убежать от медведя»); - в дидактической игре следует логике действий, добивается результата посредством манипулирования предметов-заместителей (карточками и другим раздаточным материалом). Отображение и преобразование действительности происходит также в изобразительной деятельности и конструировании. Например, - в рисунке, в процессе лепки и аппликации ребенок отражает людей, сказочных персонажей, бытовые сюжеты, предметы и объекты природного и социального мира; - в конструировании пользуется обобщенными способами проектирования, создает конструкции из разных материалов, применяет схемы, модели, образцы. Работая по данной теме, педагог решает многие задачи по образованию и развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО. Вот некоторые из них: 1. Формируется целенаправленность и саморегуляция собственных действий. 2. Формируется готовность дошкольника к совместной деятельности со сверстниками. 3. Формируются познавательные действия. 4. Формируются первичные представления о форме, цвете, размере и материале. 5. Формируются навыки самостоятельного моделирования. 6. Развивается социальный интеллект. 7. Развивается воображение и творческая активность. 8. Развивается крупная и мелкая моторика рук. Применяя метод моделирования, мы развиваем не только познавательный интерес у детей, но и вырабатываем умение анализировать, мыслить, развиваем речь, самостоятельность и инициативность. Литература: Венгер Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. Борякова, Н.Ю. Моделирование в детском саду: методическое пособие Попова Н. В. Математические методы [Электронный учебник].