Конференции

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Урус Оксана Андреевна,
воспитатель
Коптева Оксана Николаевна,
воспитатель
МБОУ "Начальная школа - детский сад 26 "Акварель",
г. Белгород

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский


Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ОУ – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Педагоги МБОУ «Начальная школа – детский сад №26 «Акварель» г. Белгорода в своей работе применяют следующие здоровьесберегающие технологии:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством ме­дицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи­лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физиче­ское развитие и укрепление здоровья ребенка — техноло­гии развития физических качеств, закаливания, дыхатель­ной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ре­бенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педа­гогическом процессе ОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направ­ленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология исполь­зования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, дина­мические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошколь­ников, личностно-ориентированного воспитания и обуче­ния);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использова­ния физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игро­вые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воз­действия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических техноло­гий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается сис­темная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как «жизнь» и «смерть», в далекой древности сформировалось и понятие «здоровье». В начале, оно соотносилось, в основном, с физическим состоянием человека: здоровый человек – значит, не больной человек.
Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребенка. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма».
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и развития детей, их жизни в семье.
Важнейшей задачей образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие и оздоровление влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности за воспитание здорового человека.
Физическое развитие и воспитание является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д.), овладение физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание жизнерадостной, творческой личности.
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня. С самого раннего возраста необходимо формировать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Режим дня наших дошкольников включает различные виды деятельности, количество и продолжительность занятий увеличивается в зависимости от их возраста. Во время занятий с большой умственной нагрузкой мы устраиваем физкультурные паузы, позволяющие поддерживать у детей необходимый уровень работоспособности.
Сперанский Г.А. писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». И мы в своей работе с детьми, стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе. Через экскурсии, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения, дни здоровья, досуги, в виде подвижной игры, путешествия, праздники, часы двигательной активности дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботится о своем здоровье.
Прогулки стараемся сделать содержательными, интересными, а подвижная деятельность детей чередуется с более спокойной. Для прогулок подбираются такие игры, которые обеспечивают упражнения детей в различных движениях (не только в беге, но и в прыжках, метании и др.). Большое место во время прогулок занимают упражнения и игры с элементами спорта: зимой это катание на санках, ходьба на лыжах, летом — волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, катание на велосипедах, самокатах. В зимнее время вместе с детьми лепим из снега различные сооружения, которые используем для метания в горизонтальную и вертикальную цель, для упражнений в равновесии, спрыгивании, перепрыгивании, скольжении, подлезании. Мы стараемся, чтобы во все времена года прогулки детей были интересными, веселыми, познавательными.
Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика на свежем воздухе. Каждый комплекс повторяется две недели и включает упражнения, уже разученные на физкультурных занятиях. Включение в утреннюю гимнастику уже разученных упражнений позволяет создавать у детей бодрое настроение, не утомляя и одновременно не перевозбуждая их. Выразительности, грациозности и творческому выполнению разученных движений способствует музыкальное сопровождение.
Учебно-игровая деятельность помогает вырабатывать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определять свое состояние и ощущения. Поучительными являются проводимые комплексные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье», «Я - человек, ты - человек», «Ешь полезную для здоровья пищу», «Здоровые зубы - ваше здоровье» и др., где наряду с оздоровительными целями, решаются и познавательные.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей физическим упражнениям, движениям. На занятии одновременно с развитием двигательных навыков развиваются психофизические качества, такие как быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила. Физкультурные занятия проводятся в игровой форме на основе сюжетной ситуации, уже знакомой детям («Спортсмены», «Следопыты», «Полет в космос» и др.). В ОУ имеется достаточное количество необходимого оборудования в зале и на физкультурной площадке (гимнастические стенки, скамейки, бревна, мишени, стойки, ямы для прыжков и т. д.). В распоряжении детей находится необходимое число физкультурных пособий и инвентаря (мячей, палок, обручей, скакалок и др.).
Ежедневно в своей работе с детьми педагоги используют такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание и речь ребенка. Широко используются пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, мячиками – ежиками, карандашами, платочками, мозаикой и т. д.
Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, упражнения, физкультминутки подбираются для каждой недели работы и выдержаны в рамках изучаемой на этой недели лексической темы. Это способствует успешному накоплению, активизации и актуализации словаря всеми детьми. Картотека с новыми играми размещена на стендах, папках для родителей, для того чтобы и они могли выполнять с детьми эти упражнения дома.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда – то известный педагог В.А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. На занятиях по развитию речи педагоги используют Су – джок шарики для массажа пальцев рук и ладошек, а пальчиковые игры сопровождают ритмическими стихами.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем, покричим так, чтобы стены задрожали, как будто кричит огромный неведомый зверь и т. д.)
Часто используются минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами, посидим и полюбуемся на горящую свечу, ляжем на спину и расслабимся, как будто мы тряпичные куклы, помечтаем под музыку и т. д.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно педагогами проводится «Гимнастика маленьких волшебников». Дети здесь не просто «работают» - они играют, лепят, мнут, разглаживают свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребенок воздействует на весь организм в целом. У ребенка полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, все это развивает у него позитивное ценностное отношение к собственному телу.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений. В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая «рот до ушей», поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно – мышечной системы ребенка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы широко используем мелодии музыки, на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна.
Игровой оздоровительный режим жизнедеятельности дошкольника, который организовали педагоги образовательного учреждения, обладает широким арсеналом методов и приемов, которые помогут детям укрепить мышцы спины и брюшного пресса, рук, ног; улучшить работу системы кровообращения, кишечника, почек, сердца, легких; поможет избавиться от простудных заболеваний, освободиться от стресса, перенапряжений, качественно улучшит физическое развитие и состояние ребенка.
Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения зрения, снимают утомление и создают состояние психологического комфорта.
Основой сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей являются ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Надо признать, что сегодня большинство родителей уделяют должное внимание укреплению физического здоровья своих детей, стараются дать им хорошее образование. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитать здоровых детей!
Здоровый образ жизни уже выходит на первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, и если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности и напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.



Источники:
1.         

Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка – М.; ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО Издательство Оникс», 2012
2.         Павлова М.А.. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения – Волгоград: Учитель,2009

2022-03-29 10:59 Март 2022