ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Косинова Анастасия Павловна, педагог-организатор Косухина Ирина Викторовна, методист Котарева Наталья Ивановна, методист МБУ ДО "ЦДО "Одаренность", г. Старый Оскол
В последние годы в связи с усложнившейся политической и экономической обстановкой в России, общество выдвигает совершенно новые требования к образовательным организациям. Все больше и больше необходимой становиться подготовка и воспитание личности гибкой, умеющей самостоятельно выходить из кризисных ситуаций, имеющей прочные знания и разумное толерантное поведение. Участие в коррекционно-развивающих занятиях и тренингах дает возможность в той или иной мере разрешать проблемы в области социально-эмоциональных отношений, затрагивающих сферу контактов в детском коллективе, улучшать взаимоотношения со взрослыми детей с повышенной тревожностью, замкнутых, с агрессивными реакциями и другими способами защиты. И наконец, работа с детьми и подростками - это всегда разрешение проблем, связанных с освоением социальных норм, развитием социально-психологической компетентности; помощь в создании жизненной стратегии и в выборе профессии. Каждую из данных проблем школьник может с успехом разрешать сам или с помощью родителей, но для некоторых учащихся эти проблемы становятся непреодолимой преградой. И тогда на помощь приходит сопровождение - психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем, или в их предупреждении. Эти технологии помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами. Педагог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества. При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения. Так, с целью повышения уровня развития интеллектуальных способностей участников проекта "Создание и организация работы муниципального научного общества учащихся на территории Старооскольского городского округа" в МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»реализовываласьразвивающаяпрограмма повышения уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности. Данная программа по повышению интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности предназначена для школьников от 13 до 16 лет (8-10 класс). Данная развивающая программа может быть рекомендована к применению в работе преподавателей в школе и учреждениях дополнительного образования, занимающихся проектной деятельностью. Программа занятий включает в себя 3 блока. Элементы каждого блока включены в содержание занятий в разном объеме в зависимости от тематики и задач конкретного занятия. Блок 1. Развитие мотивации. Основная задача – повышение уровня мотивации школьников к обучению в школе. В каждое занятие включаются упражнения и игры, направленные на повышение уровня мотивации учебной деятельности. Игры направлены на решение командных задач. Блок 2. Развитие интеллектуальных способностей. Основная задача – развитие памяти, мышления, внимания, восприятия подростков. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым членом группы, поэтому при распределении заданий учитываются индивидуальные особенности каждого подростка участвующего в проектной деятельности. Используются задания на развитие концентрации, переключения, распределения внимания. Предлагаются игры направленные на развитие произвольной памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, словесно-логической, эмоциональной) и упражнения, связанные с развитием форм, операций и видов мышления. Блок 3. Развитие дивергентного мышления. Основная задача - раскрытие и развитие скрытого потенциала, формирование навыка уверенного поведения в нестандартной ситуации, а также обучение подростка использовать собственные ресурсы. По итогам каждого занятия проводится рефлексия процесса работы: отношение к происходящему, оценка своего вклада, общее достижение, эмоциональное восприятие полученного «продукта деятельности». Для оценки изменений, предлагается использовать методики: 1. Методика Р.Амтхауэра «Тест структуры интеллекта». 2. Методика Н.А. Батурина, Е.Л. Солдатовой «Проективная методика диагностики дивергентного мышления». 3. Экспертная оценка успеваемости за полугодие по основным предметам и в среднем по всем предметам. Предполагается проведение двух контрольных точек (на начало курса занятий и после курса занятий) в форме диагностического обследования. Программа рассчитана на 2 месяца (52 часа). Количество человек: 10 – 15 человек (оптимальное количество – 10 человек), возможны индивидуальные занятия. Проведение занятий: 3 раз в неделю Продолжительность занятий - 45 минут. Виды упражнений и игр, используемых в программе по повышению уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности Блок 1. Развитие мотивации. Задачи блока: 1. Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение принципа своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки. 2. Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей. 3. Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем. 4. Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее. 5. Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к подходящимвсебе изменениям; работа с тревожностью. Структура занятий. Обязательный ритуал приветствия, который можно периодически менять. Выбирается он на вкус участников группы или ведущего. Разминочное упражнение 1-2 основных упражнения. Упражнения на релаксацию. Обязательным является рефлексия (на выбор ведущего) и домашнее задание. Домашнее задание является очень значимым в данной программе, так как заставляет детей задумываться о занятиях на протяжении всей недели. В данном случае применялись домашние задания с использованием арттерапевтических методик, что для детей являлось наиболее интересным. Так же ребята вместе выполняли домашние задания, что способствовало сплочению и познанию друг друга. Когда есть поддержка от психолога, ребята с большим удовольствием и в различных формах выполняли домашние задания. Особенно ценен итоговый альбом, выполненный в самом конце занятий, объединяющий все работы на протяжении занятий. Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки. Тренинговая программа по установлению коммуникативных связей старших и младших школьников «Вместе к цели». Шефская работа – одна из важнейших составляющих воспитательного процесса обучающихся. Она направлена как на духовно-нравственное развитие каждого ребенка, так и на формирование гражданского сознания. Шефство над обучающимися младших классов позволяет укрепить институт наставничества и сформировать дружескую обстановку в коллективе. Наставничество - одна из форм социально значимой деятельности обучающихся, которая способствует формированию активной социально-нравственной позиции, ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям. Обычно, первоклассники, придя в школу и адаптировавшись в новом детском социуме, заимствуют поведенческую мотивацию у старших обучающихся. Стремление младших школьников к общению со старшими – естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших обучающихся, чем учителя. У старшеклассников в процессе наставничества формируются навыки самоорганизации, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего необходимо стать требовательным к самому себе. Организация шефства старших над младшими является одним из направлений работы органов ученического соуправления как на уровне класса, так и на уровне школы и делает необходимым усиление роли актива учащихся средней ступени обучения, способного воздействовать на поведение учащихся начальной школы, умеющего организовать их культурный досуг на переменах, оказывать реальную помощь учителям и воспитателям младших школьников. Воспитание подрастающего поколения не может обойтись без активной пропаганды общественных ценностей: активности, толерантности, гражданской просвещённости. В процессе наставничества необходимо совершенствовать навыки общения и особо важным является установление коммуникативных связей старших и младших школьников. Коммуникативный тренинг - это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Коммуникативная компетентность обучающихся младших школьников включает распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выразить свои эмоции вербальным и невербальным способом. Младший школьник должен владеет такими коммуникативными навыками как: - умение сотрудничать, - умение слушать и слышать, - умение воспринимать и понимать информацию, - говорить самому. Настоящая программа предназначена для работы обучающихся старших классов с детьми младшего школьного возраста 10-11 лет. Цель программы: расширение социального опыта обучающихся младших классов на основе их взаимодействия со сверстниками и старшеклассниками во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций. Занятия в программе проводятся в форме группового консультирования с элементами тренинга. Рекомендуемое количество участников – 15-20 человек. Структура каждого занятия представляет собой комплекс последовательных частей, объединенных общей темой: • Разминка - направлена на создание мотивации для предстоящей деятельности, сплочение участников группы. • Основная часть - раскрывает содержание главной темы занятия. В этой части организуют беседы, творческие виды деятельности, анализ ролевых ситуаций из опыта детей, игры на взаимодействие членов группы, релаксационные упражнения. • Итоговый сбор - коллективная и индивидуальная рефлексия, подведение итогов работы. ЛИТЕРАТУРА 1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие/ Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. - Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c. 2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) [Текст]/ Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2012.- 190 с. 3. Гребенникова O.A. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - Кн. 2. С.37-41.