Никонова Екатерина Владимировна, воспитатель СП "Детский сад № 55" ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани, Самарская область
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач настоящего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Очень важно пробудить, а не навязать патриотические чувства ребенку. Большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка. Детям нужно донести, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения. Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Любовь к семье, к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о семье, о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Произведения устного народного творчества (пословицы и поговорки) не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Мною был разработан комплексно-тематический план работы по патриотическому воспитанию дошкольников, который разбит на три раздела для удобства детского восприятия: «Моя дружная семья», «Моя Родина», «Наши Герои ». 1раздел «Моя дружная семья» В данном разделе совершенствуются знания детей о семье, о том, где они родились, где живут родители, дедушка и бабушка, прадеды. Кем работают родители. Какие в семье увлечения, традиции. Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям, чувство гордости за свою семью. Задачи: · Расширить знания детей о «семье». · Закрепить умения детей правильно называть членов семьи. · Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. · Формировать интерес к своей родословной. 2 раздел «Моя Родина» В данном разделе расширяются знания о «Малой Родине», дети знакомятся с понятием «Родина». Цель: Воспитание любви и уважения к Родине. Задачи: · Познакомить с историей возникновения города Сызрани и его символикой. · Совершенствовать знания детей о символике и символахРФ. · Познакомить с людьми разных национальностей, живущих в России. · Развивать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине. 3 раздел «Наши Герои ». В данном разделе дети знакомятся с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигами защитников Родины, а так же с боевыми наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной войны. Цель: Вызвать у детей интерес к историческому прошлому нашей Родины. Воспитывать уважение к солдатам и чувство патриотизма. Задачи: · Формировать представление о героическом прошлом русского народа. · Расширить знания о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны, о маленьких героях в годы войны. · Познакомить с героическими людьми нашей Родины. · Развивать у детей чувство гордости за свой народ. Вся работа по патриотическому воспитанию проводится на доступном для понимания детей материале. Следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьёй и поэтому были разработаны рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию. Приложение №1 Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Приложение №1 Рекомендации родителям по патриотическому воспитанию дошкольников. Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею. Задумайтесь! Когда вы рассказывали ребёнку сказки? Когда последний раз были на экскурсии в своём любимом городе? Показывали ли ему свои любимые места? Что рассказывали о себе, о своём детстве, о родных и о родственниках? Какие слова вы ему говорите об Отчизне, о вашем отношении к Родине?... Вспомнили? Поэтому просим вас: Ø рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте те знания, который даёт им детский сад; Ø читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода… Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом не только вашему ребёнку, но и всем детям группы. Ø прививайте детям такие важные понятия как: «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Ø обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Ø расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. И помните, что успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от вас - родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду. Используемая литература: 1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под.ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. 2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. 3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва:Линка-Пресс, 2003. 5. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. 6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. 7. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия": методический материал. - Москва: Новое образование, 2011. 8. Данилина Г. И. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граж- дан РФ на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКИ, 2004. – 184 с. 9. Интернет-ресурсы.