МЕТОД АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Каменева Елена Николаевна, преподаватель иностранного языка ГБПОУ Невинномысский химико-технологический колледж, г. Невинномысск
Любой вид деятельности обучающихся на занятиях по предмету Иностранный язык подразумевает применение контроля и оценки со стороны преподавателя. Контрольно-оценочная деятельность - это своего рода регулятор деятельности студентов, сравнение с существующими критериями. Оценка является показателем эффективности, успешности различных видов учебной деятельности обучающихся. Преподаватели иностранного языка колледжа стремятся к тому, чтобы выставляемые на учебных занятиях оценки стимулировали мыслительную деятельность студентов, повышали качество учебного процесса. Соответственно на учебных занятиях используются следующие инновационные средства: тестирование, модульная оценка качества знаний, мониторинг, портфолио обучающегося, активная оценка. По наблюдениям преподавателей метод активной оценки способствует обеспечению благоприятной эмоциональной обстановке на учебных занятиях, созданию конструктивного сотрудничества педагога и каждого студента, повышению мотивационного аспекта обучения, соответственно качественной успеваемости студентов в целом. Активная оценка - это своего рода стратегия учебного процесса, при которой у обучающихся имеется возможность отслеживать успехи в постоянном режиме, видя при этом свои недочёты, осуществлять коррекционную работу над ними. Благодаря данной стратегии обучающийся понимает, в каком направлении ему необходимо двигаться. Студенты не боятся ошибиться, так как ошибаясь, они осознают, как и в каком направлении им дальше двигаться. Что из себя представляет идея активной оценки? Прежде всего - это осмысленное отношение обучающегося к процессу учебной деятельности и результату своей деятельности, самооценка и взаимооценка, обратная связь преподаватель - студент, оценка, связанная с постоянным мониторингом качества успеваемости, участие самих студентов в оценке процесса работы и достигнутых результатов. Творческая деятельность обучающихся и результаты данного вида деятельности являются предметом активной оценки. При этом обратная связь каждого учебного занятия способствует повышению эффективности планирования учебного занятия, реализуется возможность контроля учебного процесса, создается благоприятная эмоциональная атмосфера для мотивации обучающихся. Повышается уровень самостоятельности обучающихся, студенты ощущают собственную значимость в учебном процессе. Используя стратегию активной оценки, преподаватель делает акцент на понимание обучающимися, для чего им понадобятся полученные знания, регулярно проверяет, насколько достигнуты обучающимися поставленные цели, при необходимости оказывает содействие в оценке своей деятельности студентами. Преподаватель также должен стремиться акцентировать внимание обучающихся на продвижение вперёд в учебном процессе. Анализируя выводы преподавателей иностранного языка колледжа, можно подчеркнуть, что использование стратегии активной оценки даже в большей мере помогает слабым студентам, так как акцент при этом делается на индивидуальные успехи обучающегося, на его продвижение вперёд в образовательном процессе, минимизируется риск каких-либо социальных проблем. Для достижения плодотворной работы оценочной деятельности с использованием метода активной оценки преподавателю требуется грамотное владение элементами данного метода. Акцентируем внимание на элементах стратегии активной оценки. Формулируя цель занятия, преподаватель учитывает тот факт, чтобы цель занятия была понятна каждому обучающемуся, студенты должны осознавать, чего они в конечном итоге достигают. Привлечение обучающихся к обсуждению цели занятия обеспечивает мотивацию образовательного процесса. При этом необходимо, чтобы студенты узнавали о требованиях по изучению темы занятия заблаговременно. Таким образом, обучающиеся могут самостоятельно определять и учитывать как свои слабые стороны, так и успехи. Для понимания обучающимся, каких конкретно результатов он достиг, необходима обратная связь. При этом преподаватель учитывает следующие аспекты: положительные составляющие работы студента, при необходимости указание, что требуется улучшить и каким образом это сделать. И как результат слабый обучающийся понимает, что необходимо доработать, сильный получает более сложное задание. Обратная связь может быть также осуществлена посредством самооценки обучающегося, например, при сравнении своей работы с образцом. В таком случае студент сам видит, какой материал им усвоен, какой нет. Если в аудитории установлена благоприятная эмоциональная атмосфера сотрудничества, обучающийся сам попросит преподавателя дать ему задание для закрепления материала. Успешность проведения занятия также зависит от умения преподавателя обозначать ключевые вопросы таким образом, чтобы они способствовали активизации познавательной деятельности и мышления студентов. Эффективность ключевых вопросов заключается в поощрении мыслительной активности, пробуждении интереса, внимания обучающихся, достигаются поставленные цели учебного занятия. При использовании метода активной оценки, обучающиеся не должны бояться отвечать на поставленные вопросы. В случае даже если студент неправильно отвечает, преподаватель благодарит за высказанную точку зрения и помогает в поиске верного решения. Применение игровой ситуации во время опроса способствует созданию положительного эмоционального настроя студентов. Таким образом, одной из основных задач преподавателя является формирование благоприятных условий для самореализации обучающихся. Какие критерии следует обозначить при подготовке к учебному занятию с использованием метода активной оценки? Перечислим некоторые: критерии результата урока, обратная связь, формирование ответственности обучающихся за процесс обучения, создание благоприятной атмосферы сотрудничества на занятии, определение объема вопросов и задач для самостоятельной работы, организация работы в парах (группах), учёт точки зрения студентов, совместное решение проблемных ситуаций. Применяя метод активной оценки на учебных занятиях, преподаватель не отказывается от оценки, он снижает частоту выставления отметки. Оценка выставляется только после полного изучения темы. При этом использование нетрадиционных форм контроля в некоторой степени изменяет методику обучения, в которой основной задачей преподавателя является создание благоприятной атмосферы для успешной самореализации обучающегося. Список литературы: 1. Воронцов А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова – М.: Издатель Рассказов, 2004. 2. Запрудский Н.И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя/ - Минск: Сэр-Вит, 2012. 3. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001.