Конференции

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Трофимова Марина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ "СОШ "Муринский центр образования № 1",
г. Мурино

Современная российская система образования нацелена на развитие функциональной грамотности обучающихся. Ведущие качества, которыми должны овладеть обучающиеся XXI века, – эффективная коммуникация, сотрудничество, креативность и критическое мышление. Данная концепция «4К» напрямую пересекается с понятием «функциональная грамотность», поскольку «функционально грамотный человек», согласно определению А. А. Леонтьева, – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [1]
Для достижения этих глобальных целей, стоящих перед современной школой, наиболее эффективной технологией представляется технология проектно-исследовательской деятельности. Именно через создание проектов и проведение исследований возможно формировать такие метапредметные результаты, как умение создавать обобщения, классифицировать, делать выводы; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные пути решения задач; владеть основами самоконтроля, самооценки.
Уроки русского языка и литературы являются весьма благодатной почвой для проведения лингвокультурологических исследований и воплощения проектных идей, начиная с 5 класса. Изучая с пятиклассниками лексику русского языка, можно более подробно остановиться на этимологии некоторых слов и рассмотреть их историю. В своей практике по обучению лексике и фразеологии использую приём «зацепляющий крючок», предполагающий наличие лингвистической загадки, парадокса. Этот методический приём помогает учителю создать у обучающихся осознанное затруднение, преодоление которого требует поиска, заставляет их мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к исследованию. Так, например, вопрос «что общего у помидора, яблока и апельсина?» мотивирует учеников обратиться к истории данных слов и обнаружить весьма любопытные этимологические связи. Из этого вопроса, однажды заданного на уроке, родилось исследование «Яблоко как культурный концепт», в котором шестиклассник, изучив многочисленные примеры русских фольклорных текстов (сказок, пословиц, поговорок), рассмотрел роль яблока в истории, мифологии, литературе, исследовал его как концепт мировой культуры.
Другой зацепляющий крючок был связан с номинацией домашних питомцев. Однажды на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Имена собственные и нарицательные» мои ученики составляли копилку популярных кличек домашних животных. Некоторые ребята проявили особый интерес к происхождению кличек питомцев и решили провести исследование «Кинонимы и фелонимы», в ходе которого попытались выявить принципы номинации животных и языковые особенности кличек в русском и английском языках. Ребята организовали опросы среди одноклассников, собрали языковой материал из литературных и кинематографических источников, тщательно проанализировали полученные данные, провели сравнительно-сопоставительные межъязыковые исследования. В процессе выполнения группового проекта учащиеся смогли применить полученные знания, креативно подойти к решению поставленных задач, продемонстрировать навыки сотрудничества и эффективной коммуникации.
Одно из главных условий успешно реализованных проектов – личная заинтересованность ученика содержанием проекта. В соответствии со своими познавательными интересами ученик сам выбирает объект своего будущего исследования. Приведём примеры названий исследовательских тем, которые предлагали сами учащиеся: «Веер в русской культуре», «Образы древнегреческой мифологии в современной литературе для подростков», «Особенности жанра хоррор и его влияние на сознание читателей-подростков» и другие. Интересным получился исследовательский проект выпускницы 9 класса «Цветопись стиха. Фоносемантический анализ лирических произведений русской классики». Прочитав по совету учителя монографию А. П. Журавлева «Звук и цвет», девятиклассница, обучающаяся в художественной школе, поставила перед собой цель проанализировать фоносемантику стихотворений русских поэтов 19 века и выявить их «звуковую» палитру. Опираясь на теорию А. П. Журавлева о соответствии звука и цвета, ученица создала картины, иллюстрирующие фоносемантику рассмотренных ею стихотворений. Получился творческий проект, который был успешно представлен на конференциях разного уровня. Ученице удалось совместить науку и искусство и создать уникальный проект, продемонстрировав на высоком уровне нестандартный подход и высокоразвитые метапредметные навыки.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность – это отличный инструмент для развития функциональной грамотности школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение достигать поставленной цели, сотрудничать и быть полноправным членом коллектива.
Литература
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
2022-03-29 15:38 Март 2022