ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС
Карпова Марина Николаевна, воспитатель Яковлева Наталия Александровна, воспитатель Михайлова Елена Витальевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 1", г. Чебоксары
Значение экспериментирования для детей дошкольного возраста в рамках ФГОС Конспект НОД в подготовительной группе на тему: "Вода - это жизнь, чистая вода - здоровая жизнь» Цель. Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Программное содержание. Образовательные задачи: - дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды; - подвести детей к пониманию значения очистки, испарения и животворных свойств воды; - формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых действий людей по отношению к окружающей среде; - формировать у детей интерес к природоохранной деятельности: нужна помощь человека, его забота, любовь, т.к. на земле обитает много живых существ, всем нужна чистая вода; - помочь приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы; - помочь освоить элементарные нормы поведения по отношению к природе. Развивающие задачи: - развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, любознательность; - умение участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, приучать детей к самостоятельности суждений. - обогащать и активизировать словарный запас детей; - дополнять ответы друг друга; - продолжать учить аргументированным ответам на вопросы воспитателя; - способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; Воспитательные задачи: - воспитывать в детях ответственность за сохранность, разумное использование и умножение природных богатств. Предварительная работа: - беседы с детьми о значении воды "Если б не было воды", "Кто живет у реки", "Зачем беречь воду?", о круговороте воды в природе; - чтение рассказа "Как люди речку обидели" Н.А.Рыжовой; - чтение сказки "Путешествие Капельки"; - чтение стихотворения Н.Николаенко "Дождик-душ"; - проведение некоторых опытов с водой; - работа над проектом "Вода - это жизнь..."; - дидактическая игра "Кому нужна вода"; - работа над пословицами: " Чистая вода для хвори беда"," Лес да вода поле красят", " Пролив, воду не поймаешь", "Решетом воду не черпают", " Заработала вода, загудели провода"; - отгадывание загадок о воде. Словарная работа: - модель, глобус, суша, круговорот воды, лаборатория, парообразные вещества, жидкость, пресная, бесцветная, безвкусная, прозрачная, осадки. Материалы и оборудование: - экран, - мультимедийный проектор, - слайд "Круговорот воды в природе", - 2 доски, на одной - капелька воды, - глобус, -запись звуков воды, -две вазы с ветками, в одной из них вода, -емкости для воды: по 3 стакана на каждого: в 2 - вода чистая и грязная, 3 - пустой, банка, по 1 баночке с закрывающейся крышкой, - салфетки по количеству детей, - воронки из пластиковых бутылок на каждого, - картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д., - чайник, - спиртовка, - спички, - колба, - стеклянная крышка, - бумага для зарисовки пиктограмм, - карандаши простые по количеству детей, - по 3 кусочка ткани, - уголь в розетках по количеству детей, - речной песок в розетках по количеству детей, - древесная стружка в розетках по количеству детей, - воронки из пластиковой бутылки по количеству детей, - по 2 ватных диска. Ход непосредственно- образовательной деятельности: I часть - вводная. -Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: - На ноге стоит одной, Крутит, вертит головой, Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. - Что это? - А что такое глобус? - Глобус - это модель Земли, его копия в уменьшенном виде. - Что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? / Что есть моря, океаны, горы, реки, страны./ - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? - Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра. Звучит запись журчания ручейка. - Да, ребята, вода в жизни человека имеет важное значение. II часть - основная. - Сейчас мы с вами посмотрим, как люди не всегда правильно относятся к воде, что может произойти, если не беречь природу, наш с вами общий дом. Мы с вами все были участниками этого проекта, делали из лего рыб, животных, поэтому нам будет интересно посмотреть на результаты нашего совместного труда. Показ презентации " Вода- это жизнь..." - Как красиво на наших водных просторах! - Мы только что видели на глобусе, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна для растений, животных и человека. Нужна вода пресная, а ее всего 3% Посмотрите, как мало! - Что значит пресная вода? - Правильно, пресная вода - это вода без солей. В морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А люди употреблять такую воду не могут, поэтому берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из... рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. - А это мы в творческом процессе! - Такой была вода до появления человека на берегах рек! Представьте, вы - на берегу реки. - Что вы чувствуете? - Какое у вас настроение? - Как вы выглядите? - И я здесь себя хорошо чувствую!.. - Это наши животные на водопое. - А вот и красивые города на реках появились! - Любят люди передвигаться по воде! - Поселившись, люди построили шлюзы, ГЭС - А это мы узнаем принцип работы ГЭС. - Вот и крупные заводы, которые работают для людей, да только ведь загрязняют природу! - И использованную воду сливают, вот и " заболели " реки. - Вот к чему привели загрязнения! - Представьте, вы стоите на берегу этой реки. - Какие вы запахи почувствовали приятные или неприятные? - Это сильные запахи или слабые? - Резкие или нежные? - Какое у вас настроение? - Что вы чувствуете? - Слишком много вылавливают рыбаки рыбы... - Самой очищаться у "больной " реки сил нет, нужна помощь. - Мы все это понимаем и стараемся помочь! - Ребята, почему река стала грязной? - А что будет с людьми, которые будут пить эту воду и купаться в ней? / заболеют/ - Как же спасти наши водоёмы от загрязнения фабрик, заводов, ведь человеку нужны и пища, и мебель, и бумага, и посуда, без них нам нельзя прожить и при этом не остановить предприятия? /Поставить на трубу фильтр/. - Правильно, поставить фильтр. - Сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы, как настоящие ученые, проведем опыты по очищению и исследованию воды. Занимайте свои рабочие места. Здесь есть всё, что нам понадобится для работы в лаборатории. Опыт 1. "Очищение воды" - Посмотрите, ребята, в стаканчиках - речная вода. - Сравните воду в двух стаканчиках: чем она отличается? - Правильно, одном - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной. - В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? - Сейчас мы попробуем очистить грязную воду. Фильтр для очистки будем делать сами. Для фильтра возьмем: речной песок, уголь, ткань, вату, древесную стружку. "Правильная" вода, как вы уже знаете,... бесцветна, не имеет ни вкуса, ни запаха. Мутная вода - это твердые частички, которые попали в воду. Берем ткань, на ткань кладем слой песка, песок укрываем следующим куском ткани, сверху насыпаем уголь, снова укрываем ткань и снова песок. Таких слоев может быть несколько - чем больше, тем лучше. Через фильтр и выливаем воду потихоньку в пустой стакан. - Ребята, что вы видите? /ответы/ - Да, вода проходит через фильтр и очищается. - Что нам помогло очистить воду? - Сравните очищенную воду с водой "из чистой реки". - Значит, что нужно делать, чтобы грязные отходы фабрик не загрязнили водоёмы? - Правильно, ставить фильтры. - Очищенную воду, ребята, "вернем" реке - сольем в баночку. - Есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов. Вспомните, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться. - Благодаря вашим усилиям река "выздоровела". - Нарисуйте пиктограмму, которая обозначает, с помощью чего можно очищать воду. Вывод.Нужно очищать воду через фильтры. - Вода в реке очищена, мы сможем немного освежиться у реки. Физминутка. К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклон вперед,"умываются ") Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились со мной. - Теперь в чистой воде смогут жить растения, животные, рыбы… это их дом. - А кому еще нужна вода? /ответы детей/ - Вы правильно сказали: вода нужна цветам на полянке, деревьям, грибам, рыбам в реке, лягушкам в пруду, человеку, животным, птицам, насекомым, чтобы пить, купаться, умываться. Вода нужна всем живым существам на Земле и нам с вами! - Сейчас мы с вами посмотрим, как вода помогает выжить растениям. Опыт 2. " Животворное свойство воды" /Садятся возле экрана/ - Обратите внимание, на прошлой неделе мы с вами нашли на улице веточки, рассмотрели их, на них не было даже почек и поставили некоторые из них в воду, 1 веточку поставили в вазу без воды. Что вы заметили? - Правильно. Одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому. Наши ветки ожили. Нарисуйте, пожалуйста, пиктограмму, которая покажет. что вода - животворная сила. Кто первый нарисует, поставит на доску к капельке и расскажет об этом свойстве воды. Вывод:вода дает жизнь. - Теперь предлагаю поиграть в дидактическую игру "Береги природу" - На доске картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я уберу картинку, например, с водой, а вы должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. - Какой вывод напрашивается? Вывод. Жизнь на Земле без воды невозможна. Беречь воду – значит, беречь жизнь! - А вы знаете, как вода поступает в реку? - Ребята, что такое круговорот воды в природе, кто знает? /Объяснения детей/ Показ слайда "Круговорот воды в природе" - Когда светит солнце, что происходит с водой на поверхности водоёма или суши? - Вода нагревается, превращается в пар и поднимается в воздух. - Высоко в небе этот пар превращается во что? - В облака. - Облака перемещаются по небу и соединяются в тучи. Тучи с помощью ветра передвигаются в воздухе. Капельки воды в них соединяются между собой и становятся все тяжелее и тяжелее. Как вы думаете, что происходит потом? - Идет дождь. - Да, они выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя или града, а зимой в виде снега. - Когда идет дождь, что появляется на земле? - Появляются лужи и ручьи. - А куда они деваются после дождя? - Стекают в реку. - Правильно, ребята, капельки возвращаются обратно в водоем. Таким образом и происходит круговорот воды в природе. - Я вам покажу сейчас помощью опыта, как капельки попадают в небо. Опыт 3 "Парообразование ". / Рассаживаются возле стола воспитателя/ - Ребята, здесь горячая вода, представьте, солнце его нагрело, а вместо солнца воду у нас нагревает воду огонь. - Что вы видите? - Капельки воды собрались на стекле. - Как они туда попали? - Правильно, вода превратилась в пар из-за тепла и капельки стали легкие и поднялись вверх. - А теперь мы стекло снимем и посмотрим, что произойдет с каплями. - Капают вниз, вот вам и "дождик". - Нарисуйте пиктограмму и объясните, что такое пар. Вывод. Пар - газообразное состояние воды. Дидактическая игра "Цепочка" - Мы сегодня еще больше узнали о воде / показ картинки/ Поиграем с вами в игру "Цепочка". Будем передавать картинку и по цепочке рассказывать про воду так, чтобы не повториться. Например: вода- жидкость, льется, прозрачная, без запаха, без цвета, не имеет формы, бывает теплой, холодной, горячей, парообразной, твердой, снег- тоже вода, лед- твердая вода, может растворять вещества... Эта игра показала, что вы все много знаете о воде. Вполне возможно, когда вырастете, станете настоящими учеными. Молодцы! III часть - заключительная. - Теперь хочу превратить вас в фокусников: Покружитесь, покружитесь. В фокусников превратитесь. и садитесь за столы. /Дети садятся за лабораторные столы/. - Вы - фокусники, будем делать фокусы с водой. Для удачного фокуса надо делать все четко, слушать внимательно меня, нельзя делать никаких лишних движений. На счет 1, 2, 3- вы берете баночку, наполняете ее прозрачной водой из стакана, закрываете плотно крышкой, накрываете салфеткой и говорите волшебные слова: «Снип - Снап - Снуре! Снуре - Базилюре! Теперь встряхните баночку! - Вот это фокус! Как так случилось, что вода поменяла свой цвет? / Предположения детей/ Если дети не догадаются, раскрыть секрет. - Теперь скажу вам по секрету, Что никакой здесь тайны нету. Здесь нет ни капли колдовства, Но очень много мастерства. - Покружитесь, покружитесь. В ребятишек превратитесь.