Конференции

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"

Петрова Ольга Игоревна,
преподаватель фольклорного пения и народного творчества
СПбГБНОУ Лицей искусств "Санкт-Петербург"

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор"
Тема урока:
"Традиционные русские народные инструменты"
Специальность: Музыкальный фольклор
Класс: 4
Дата: 2020.21.11
Преподаватель:
Петрова Ольга Игоревна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:
СПб ГБНОУ Лицей искусств "Санкт-Петербург
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тип урока:
комбинированный урок
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, игровая.
Цели урока и задачи урока
Основная цель - развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.
Воспитательно-образовательные задачи:
- знакомство детей с различными формами народной культуры;
- воспитание отзывчивости на красоту родной природы и народного искусства;
- поддержание у детей интереса к познанию жизни наших предков;
- содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
- формирование нравственно - патриотических чувств;
- развитие художественно - творческой активности детей.
Развивающие:
- демонстрация форм бытования народных инструментов устной традиции;
- раскрытие творческого потенциала учащихся; развитие индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активности;
обучающие:
- демонстрация особенностей различных инструментов и их место в обрядовой и повседневной жизни народа;
- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе;
- определение уровня владения знаниями.
воспитательные:
- способствовать осмыслению детьми исторического наследия;
- приобщать к традициям и обычаям русского народа;
здоровьесберегающие:
- игра на духовых инструментах развивает дыхательную систему;
- создавать условия для накопления положительных эмоций.
Комплексный подход к воспитанию ребенка мы находим в русской народной традиции. Народная культура в своей основе не только духовна, но и нравственна. Русская культурная традиция дает нам веками проверенную методологию воспитания и образования.
Русская народная культура - это еще и открытость к восприятию уникальных образцов искусства других народов.
Взяв за основу народные методы воспитания и образования, мы стараемся ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской традиционной культуры. Приобщая детей к народной культуре системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и их родителей), а также с установлением внешних связей.
Школьный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, становление нравственных чувств, воспитание духовности.
Ожидаемый результат:
- закрепление уже полученных знаний, с помощью дополнительной расширенной информации;
- практическое освоение навыков элементарной игры на некоторых традиционных инструментах;
- демонстрация достижений учащихся обучающихся дополнительно игре на традиционных русских инструментах;
- вовлечение каждого учащегося в активную работу;
- выполнение самостоятельной небольшой исследовательской работы (краткое сообщение)
Методы и приемы проведения урока
Метод: словесный метод, демонстрационный, репродуктивный, практические методы.
Приемы: объяснение, рассказ, показ (демонстрация), обучение (учащийся обучает учащихся)
Реализуемые педагогические технологии:
- Технология творческих мастерских
- Технология проблемного обучения
игровые технологии
- Энергосберегающие технологии
- Технология интегрированного обучения
- Традиционные технологии
План урока
1. Приветствие
2. Вступительное слово педагога
3. Основная часть:
- рассказ педагога о неизученных еще традиционных инструментах и формах их бытования
4. Заключительная часть: игровая, выставление оценок, задание.
Ход урока (с указанием тематических блоков и частей урока, необходимого времени для реализации каждой части)

Этап урока

Время астрономическое (мин)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Результат

Организация начала урока


2

-

-

-

Повторение пройденного материала с включением новой информации

10

Учитель рассказывает о русских традиционных народных музыкальных инструментах

Ученик демонстрирует приобретенный навык игры на ударном инструменте

Понимание принципов игры на шумовых инструментах

Демонстрация аудио-видео материалов

10

Учитель комментирует аудио-видео материалы, задаёт наводящие вопросы учащимся

Ученики прослушивают:

Хор владимирских рожечников исп. «Вниз по матушке по Волге»,

Просмотр видео:

Игра на кугиклах «Тимоня» село Плёхово Курской обл., Игра на гуслях «Долгова» Псковская обл. исп. Баринова.

Скрипка. Играет М.Калинин «Тимоня».

Знакомство с подлинными образцами традиционного исполнительства и ареалом их распространения



Достижения учащихся в освоении традиционных русских инструментов
10

Балалайка – «Камаринского», «Завидовка»,
Гусли – наигрыш «Сумецкого» Псковская обл.
Кугиулы – «Тимоня» Курская обл.

Общая пляска «Тимоня», с игрой на музыкальных инструментах
4
-
-
-
Подведение итогов, домашнее задание
4
-
-
-
Задания: Сделать краткое сообщение о неизученном на занятиях музыкальном традиционном русском народном инструменте.
Перечень используемой литературы:
1. К. Вертков, "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" 1975 Г.
2. Л. Куликова "Русское народное музыкальное творчество" Изд. "Союз композиторов" 2008г.
3.Д.Рытов "Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей" изд. "Владос" 2001г
4. Г. Антонова, О. Ельцова "Воспитание духовности через приобщение к традиционной праздничной культуре русского народа"
СПб "Детство-пресс" 2012г.
5. "Экспедиционные открытия последних лет" сборник статей и материалов СПб 1996г
6. А. Руднева "Курские танкИ и карагоды" Москва 1975г
7. Ю. Васильев, А. Широков "Рассказы о русских народных инструментах" "Советский композитор"1976г
7. Телефильмы канала "РОССИЯ": студия "Артель" (из серии "Мировая деревня")
8. http//www.folkinfo.ru
Оборудование:
Учебная аудитория, аудио-видеоаппаратура, ноутбук.
Народные инструменты.
Характеристика группы:
Средний возраст учащихся группы: 9-11 лет. Группа состоит из учащихся 4 года обучения. Общая характеристика успеваемости и дисциплины учащихся группы: учащиеся дисциплинированны, работоспособны, успешно выполняют задания по программе.
Познавательный уровень, развитие учащихся: учащиеся занимаются с энтузиазмом, с удовольствием осваивают новый материал и возвращаются к пройденному материалу.
Русские народные музыкальные инструменты
Цель: приобщать детей к миру русской народной музыкальной культуры через знакомство с праздничными традициями русского народа и народными инструментами.
Задачи: воспитывать у детей интерес и любовь к народной культуре, к своим корням.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Какие вы веселые и как вы все нарядно одеты!
Я тоже сегодня оделась в праздничный традиционный русский народный костюм. Я принесла много традиционных инструментов и расскажу о них - где, как и когда на них играют.
Как вы думаете, какой инструмент самый древний и он всегда с нами? Конечно, это человеческий голос. Поэтому надо его беречь, не кричать на морозе, закаливать.
А какой инструмент, на котором можно играть, был самым первым?
Возможно, древний человек постучал по пустому дереву и услышал очень интересный звук. Так появились ударные и шумовые инструменты. Давайте посмотрим и перечислим некоторые ударные инструменты.
Это трещотки, ложки, бубен, барабан, барабанка, коробочка, шаркунок (погремушка), колотушка и другие. Наверное, в детском саду вы уже играли на этих инструментах?
А как вы думаете, можно ли играть на утюге?
Посмотрите, вот древний утюг-РУБЕЛЬ. Называется он так, потому что на нем сделаны зарубки. Рубелем гладили влажное белье, чтобы оно было гладким.
Вы можете назвать инструменты, которые могли использоваться и в быту и как музыкальные инструменты? Правильно, ложки, рубель, стиральная доска, можно играть на бутылках и даже на дровах! Когда не было ни балалайки, ни гармошки, играли даже на заслонке от печки.
Есть еще много ударных и шумовых инструментов, о которых я расскажу в следующий раз. А сейчас мы с вами поиграем на ударных инструментах, сначала по группам, потом все вместе.
Преподаватель играет на балалайке, дети на ударных инструментах.
А сейчас я расскажу одну легенду о происхождении одного очень интересного инструмента.
Жила-была прекрасная девушка-нимфа (русалка), дочь речного царя.
В нее влюбился один очень некрасивый, но добрый лесной человечек-САТИР, звали его Пан. Но нимфа очень испугалась и попросила своего отца спрятать ее от этого существа. И речной царь превратил ее в тростник на берегу реки. Грустный Пан долго искал красавицу, но не найдя ее, присел на берегу реки. Ему послышался голос девушки в шуме тростника и он сделал из него музыкальный духовой инструмент-ФЛЕЙТУ ПАНА. Это греческая легенда. Но на Руси тоже был похожий инструмент и называется он – КУГИКЛЫ или КУВИКЛЫ. Делается он из травы – КУГИ и напоминает по звучанию,как кричат птицы-КУВИК,КУВИК.
Преподаватель играет на инструменте.
А сейчас продолжите фразу- «Пастух выйдет на лужок, заиграет во…
Рожок!
Как вы думаете, какой это инструмент? Духовой-потому что звук получается оттого, что в него дуют. Рожок изготавливали пастухи из бересты или рогов животных. Как вы думаете, он звучал громко или тихо? Громко, зычно. А для чего?
Чтобы хозяйки со всей деревни слышали, что пора выводить коров и сами животные в лесу не терялись и паслись вместе.
А какой есть духовой детский инструмент, на котором может сыграть любой ребенок?
Конечно, это детская игрушка свистулька. Она делалась из дерева или глины. И было у них всего 3 дырочки-в одну дуешь, другие зажимаешь по очереди. (Преподаватель показывает, дети повторяют)
Как вы думаете, может ли быть оркестр из одних рожков?
Да, Хор Владимирских рожечников снискал огромный успех во всех странах. Давайте послушаем. (аудиозапись)
Давайте познакомимся еще с одним древним русским инструментом-это ГУСЛИ. Посмотрите, как вы думаете, к какой группе инструментов относятся гусли?
Гусля- это струна, ГУСЛИ- много струн. Это струнный инструмент известен издревле на Руси, похожие инструменты есть и в других странах. Вспомните сказки, в которых персонажи играли на таком инструменте. Одни из самых известных-Садко, Боян.
Как вы думаете, какую музыку можно исполнять на гуслях?
Ответы детей.
Разную - и грустную, певучую и веселую, плясовую, задорную, но особенно красиво под сопровождение гуслей звучат БЫЛИНЫ.
БЫЛИНЫ - это сказания про подвиги могучих и славных богатырей.
Преподаватель исполняет былину «Илья Муромец» или ставит аудиозапись.
Давайте поиграем в народную «наборную» игру «Пошли наши гусли»
После игры дети садятся на места.
Ребята, а как называется этот инструмент?
СКРИПКА.
Вы наверное подумаете - разве скрипка русский народный инструмент? Да, на нем играли в простом народе на Руси. А предок скрипки - ГУДОК или СМЫК, это струнно-смычковый инструмент. Играли на трех струнах похожим на охотничий лук смычком.
Показ видео.
Скрипка появилась позднее. На итальянском языке скрипка называется виолино. А В России скрипка. Почему?
Потому что если не уметь на ней играть, получается неприятный скрипучий звук.
Звучание скрипки похоже на человеческий голос.
Скрипка может звучать нежно, плавно, а может весело и задорно.
Преподаватель играет на инструменте или ставит видеозапись.
А сейчас отгадайте загадку:
В лесу выросло-из лесу вынесли.
В руках плачет, а по полу скачут.
Балалайка - струнный русский народный инструмент. Балалайка стала музыкальным символом России.
Под задорное звучание балалайки так и хочется пуститься в пляс. А еще под нее поют частушки - это коротенькие шутливые рифмованные припевки.
Преподаватель играет на балалайке и поет частушки:
Балалаечка играет, балалаечка поет.
Балалайке сделать ножки - балалаечка пойдет.
Эх, топни нога, топни правенькая.
Все равно пойду плясать, хоть и маленькая!
Вот спасибо музыканту, ой спасибо миллион.
Дорогие девушки, как хорошо играет он!
Дети поют выученные заранее частушки и пляшут.
Молодцы!
А сейчас мы с вами поиграем в наборную игру «Пошли наши гусли».
Преподаватель поет песню и постепенно приглашает сидящих детей в хоровод и ведет их змейкой или по кругу.
Пошли наши гусли, пошли звончатые.
Идут все они по лавкам,идут по скамейкам.
Тут гусли упали, за рученьку брали.
За белу белу имали, за злачен за перстень.
Кума ходит по двору, берет траву лебеду.
Она рвет и секет, в белый фартучек кладет.
Приговоры говорит, приговаривает.
Кого я люблю, того я возьму.
Кого не люблю, того на сторону.
Молодцы.
И конечно же, остался у нас самый большой и громкий и самый современный из инструментов-гармонь! Звук у гармошки возникает от движения мехов в разные стороны и одновременно игрок должен нажимать пальцами на кнопочки-клавиши.
Преподаватель играет или ставит запись.
А как вы думаете- было бы здорово, если бы все инструменты заиграли вместе! Конечно, так играли в русских деревнях и одновременно пели припевки, частушки, песни.
Давайте попробуем!
(Если дети владеют навыками игры на простейших инструментах, можно поиграть всем вместе, или поставить видеозапись Курской пляски «Тимоня»)
Ребята, сегодня мы рассказали вам о многих русских народных музыкальных инструментах, и сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Игра «Катя-Катерина».
Все встают в круг, ведущий в середине. После пропевания песни он показывает, как играют на каком-нибудь инструменте, а дети должны отгадать.
Катя, Катя Катерина, Катя по лесу ходила.
Катя лычки драла, Катя лапти плела.
Катя села на пенек, не скучала весь денек.
А что Катя делала? (ведущий имитирует игру на балалайке)
Играла на балалайке!
И вот этак и вот так, и вот этак и вот так! (2раза).
В конце занятия преподаватель поет частушку:
Мы играли целый день, и плясали целый день.
И спасибо,кто играл, и спасибо, кто глядел!
Нарисуйте дома инструмент, который вам больше всего понравился.
До свиданья, ребята!
2022-03-29 15:21 Март 2022