Акимова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 28", г. Дзержинск, Нижегородская область
Возрастная группа – подготовительная к школе группа. Вид проекта: информационно-познавательный, творческий. Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Сроки реализации: 2 недели. Актуальность: Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми мира, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине, природе. Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми подготовительной к школе группы я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах нашего края, им будет интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями. Проблема: Проведя беседу с детьми, выяснилось, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птиц нашего края. Мотивация: Желание детей познакомиться с видами животных и птиц Нижегородской области, их образом жизни, желание родителей поучаствовать в проектной деятельности группы. Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Задачи проекта: · Расширять и систематизировать знания детей о диких животных и птицах Нижегородской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде. · Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.) · Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. · Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему · Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе. · Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через изображения животных и птиц, леса. Этапы реализации проекта I Подготовительный этап. · Выявление уровня представлений детей о диких животных и птицах Нижегородской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде. · Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта. · Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, подбор материалов для работы с родителями. II Основной этап Взаимодействие с детьми Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей хвост», «Что лишнее», «Зимуют-улетают», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Угадай и назови» Решение экологических задач: «Кто где живёт?», «Что перепутано?», «Что случится, если исчезнут зайцы?» Экологические игры: «Рассели животных по домам», «Какое животное я загадала?». Настольные игры: «Зоологическое лото», «Разрезные картинки». Выразительное чтение и разучивание стихов о животных. Чтение художественной литературы: В. В. Бианки «Кто чем поет?», «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Е.Чарушин. «Лесной котенок», «Тюпа и Томка»; Скребицкий Г. «Следопыты»; Толстой А.Н. «Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Рассказы о животных малышам» др. Энциклопедия «Животные России», «Красная книга России», «Красная книга Нижегородской области». Продуктивная деятельность: - рисование птиц различными изобразительными материалами, с использованием различных техник; - оттиски листочками «Осень в лес пришла»; - коллективная работа «Лес - дом многоэтажный»; - изображение животных (аппликация, рисунок жесткой кистью, отпечаток губкой с помощью трафарета) Работа с книгой «Красная книга Нижегородской области» Взаимодействие с родителями - Изготовление кормушек для птиц. - Подбор материала и оформление странички для альбома «Нижегородский край» с информацией о каком- либо животном или птице. III Заключительный этап · Создание дидактической игры «Доббль» · Оформление выставки рисунков «Мое любимое животное» · Оформление альбома «Нижегородский край» Итог проекта: Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о диких животных и птицах Нижегородской области, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему. Используемая литература · Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. · Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Дагода, М.Б. Зуйкова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2012 · Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006 · Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010 · Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенов Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. Спб.: Издательство «Союз», 2003. · Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006. Приложение