ВЛИЯНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ МЕТАНИЯ
Игошева Марина Анатольевна, учитель физической культуры МАОУ "СОШ № 64", г. Пермь
Значение и место легкоатлетических упражнений в физической культуре школьников Базовый компонент по физической культуре учащихся 1-4 классов включает следующие разделы программы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры с элементами спортивных. Большинство легкоатлетических упражнений доступны и носят естественный характер, поэтому им принадлежит важная роль в разностороннем развитии младших школьников. Бег, прыжки и метания являются составными частями почти каждого урока физической культуры. Применение этих упражнений направлено на решение двух задач: освоение основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах и обогащение двигательного опыта учащихся. Легкоатлетические упражнения воздействуют на развитие координационных и кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости), содействуют развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма, что особенно важно в период роста и формирования организма младшего школьника, а также они отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки. Систематические занятия бегом, прыжками и метаниями вызывают значительные сдвиги в коре головного мозга, увеличивая, и в тоже время уравновешивая степень возбуждения и торможения, что очень важно, так как у детей обычно возбуждение преобладает над торможением. Разнообразие легкоатлетических упражнений способствует меньшему утомлению нервной системы младшего школьника, так как ему необходима частая смена характера деятельности. Возрастные особенности физического, функционального, двигательного развития младших школьников Регулярные физические упражнения, особенно такие разнообразные и естественные, как бег, прыжки, метания активно и положительно воздействуют на качественные и количественные изменения в организме детей, но при условии, если они строятся с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным, плавным и равномерным развитием организма. Важнейшими особенностями детского организма являются быстрый рост и качественные изменения всех органов тела. Происходит быстрый процесс окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и бедна минеральными солями, поэтому кости отличаются гибкостью, эластичностью, в скелете много хрящевой ткани. Учитывая эту особенность, не допускаются чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт. Мышечная система развита еще очень слабо, но развитие мускулатуры проходит усиленными темпами. Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами и составляет всего около 30% общего веса тела. Мышцы и связки позвоночника развиты слабо. Позвоночник отличается большой гибкостью и при неблагоприятных условиях возникает опасность его деформации - различные искривления позвоночника. В этом периоде мышцы отличаются низкой работоспособностью, но характерно быстрое нарастание мышечной массы и развитие мышечной силы, причем крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие. Именно поэтому дети с трудом выполняют упражнения, требующие точной и согласованной работы мелких мышц. Учитывая особенности мышечной системы, следует правильно чередовать нагрузки на различные группы мышц, а также необходимы упражнения, способствующие развитию мелкой мускулатуры. Состояние важнейших вегетативных систем - дыхательной и сердечно-сосудистой, в большей мере, определяет уровень работоспособности детей и приспособляемости их организма к различным физическим нагрузкам. Отмечается значительное ускорение темпов структурных преобразований сердечно-сосудистой системы: увеличивается масса сердца; расширяется просвет сосудов; увеличивающийся минутный объем крови обеспечивает достаточное кровоснабжение органов во время мышечной деятельности, но обеспечивается это за счет высокой частоты сердечных сокращений (90 уд/мин). Сердце ребенка достаточно легко приспосабливается к различным режимам работы и сравнительно быстро восстанавливает свою работоспособность, но несовершенство регуляторных механизмов приводит к некоторой неустойчивости в работе сердца. Поэтому следует ограничивать использование упражнений, вызывающих большое нервно-мышечное напряжение, связанных с натуживанием, подниманием тяжестей. Положительные изменения в системе дыхания характеризуют расширение ее функциональных границ (значительно увеличивается масса и жизненная емкость легких - ЖЕЛ), в то же время некоторые особенности строения грудной клетки, дыхательной мускулатуры и легочной ткани детей приводят к поверхностному и частому дыханию (20-25 в минуту). Легкоатлетические упражнения, такие как, ходьба и бег, особенно на свежем воздухе, являются одними из лучших средств для постановки и совершенствования правильного дыхания. Дети этого возраста эмоциональны, легко возбудимы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поддаются внушению, не могут долго концентрировать внимание. В возрасте 7 - 10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации младших школьников, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования. Таким образом, учет состояния здоровья, возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей физического, функционального, двигательного и психического развития ребенка обеспечит эффективность личностно-ориентированного подхода к его воспитанию, обучению и оздоровлению. Далее рассмотрим, более подробно, влияние легкой атлетики на физическое, функциональное, двигательное и психическое развитие учащихся младших классов на примере такого легкоатлетического вида, как метание. Значение метаний в физическом развитии младших школьников Метания - вид легкой атлетики и как важное средство физического развития является сложно-координированным двигательным действием, скоростно-силового характера, в процессе выполнения которого участвует большое количество двигательных звеньев тела, а также необходимы согласованность в их движении и соразмерение усилий в пространстве, во времени и по мышечному усилию. По выражению П. Ф. Лесгафта, «метание вместе с бегом составляют самые древние, самые естественные и самые распространенные упражнения, при посредстве которых всего выгоднее поддерживается правильное развитие организма, кроме тою, они приучают сознательно управлять своими действиями и производить их с возрастающим напряжением». Развитие и совершенствование навыка метания происходит на протяжении всего дошкольного и школьного возраста. При этом в одни возрастные периоды оно развивается более интенсивно, в другие – весьма умеренно и в соответствии с уровнем развития определенных физических качеств и возрастных особенностей. Следовательно, изучение закономерностей развития метания, является непременным условием комплексного подхода к изучению формирования двигательной сферы школьников. Следует подчеркнуть значимость и всестороннее воздействие метания на организм человека. Обучение младших школьников метанию направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшения общей физической подготовленности, на развитие физических качеств, а также на удовлетворение их биологической потребности в движениях. Упражнения в метании, бросании, ловле способствуют укреплению мышц, удерживающих позвоночник; оказывают положительное влияние на выработку правильной осанки, т.к. развивают мышцы плечевого пояса, туловища, нижних конечностей. Выполнение метания в полной координации, с участием крупных мышц туловища и конечностей способствует развитию телесной ловкости, формированию «схемы тела», что является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма. Упражнения с мячом и само метание способствует развитию всех видов координации (внутримышечной, межмышечной, сенсорно-мышечной) и больше, чем какие-либо другие упражнения, развивают глазомер и меткость. Мяч, находясь в непосредственном контакте с пальцами рук, развивает кисть, как «познавательный орган» - форма, объем предмета, а также способствует развитию мелкой моторики рук, которая находится в тесной взаимосвязи с уровнем развития умственных способностей. Метание требует от детей высокой концентрации внимания, так как, при метании необходимо придать предмету определенное направление, траекторию, скорость полета. Выполнение этих упражнений способствует формированию и морально-волевых качеств личности ребенка. Именно поэтому метание, как средство физического развития является одним из основных видов программы по легкой атлетике в школе. Велико воздействие метания на подрастающий организм: укрепляется здоровье, улучшается общая физическая подготовленность, развиваются физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт. Таким образом, роль метания, как средства физического развития детей, особенно младшего школьного возраста, очевидна.