ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Филимошкина Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ № "Детский сад общеразвивающего вида № 100", г. Воронеж
Музыкальное искусство влияет на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (формирует его вкусы и предпочтения). Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологический состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени. Музыка – это величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить, зажечь свет в сердце человека, вселить в него бодрость, энергию! Но так же, она может привести в состояние тоски, светлой грусти или лирического настроения. Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. Воспитывая всесторонне развитых людей, физически совершенных, духовно богатых и морально устойчивых, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Любовь и интерес к музыке, вызванный в детстве, оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вкусов, перевоспитывать которые значительно труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус. При организации музыкальной деятельности детей в пении, слушании музыки и музыкально-ритмических движениях важно найти их первоначальные формы. При этом надо опираться на знание особенностей психических процессов дошкольников, возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных и спокойных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей. Заниматься с детьми следует систематически, регулярно, постоянно обращая внимание на их развитие. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, это обусловлено тем, что темп развития детей индивидуален. Как уже выше было сказано, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность, поэтому занятия с дошкольниками проходят в игровой форме. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребёнка, развиваются музыкальный слух, память, внимание. Воспитываются морально-волевые качества: ловкость, точность, быстрота, целеустремлённость. Появляются такие качества движения, как мягкость, пружинность, энергичность, пластичность, улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладениями ими. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия художественных образов музыки и умения отразить их в движении, умении двигаться, в соответствии с их характером. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения ребёнок одновременно воспринимает и звуковысотное движение. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, соответственно реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии с началом и окончании музыки, воспроизводит в движение несложный ритмический рисунок. Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребёнок развивается эстетически, приучается видеть и создавать красивое. Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребёнка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине.