Конференции

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Трухманова Светлана Валентиновна,
воспитатель
ГАУ КРЦ "Фламинго",
г. Кемерово

По данным некоторых авторов, лишь незначительный процент детей с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно и стать полноценными членами общества.
Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от клинической формы аутистических нарушений и их глубины, а также от организации социальной помощи. Отсутствие своевременного лечения, дифференцированных форм реабилитации детей с аутизмом оказывает отрицательное влияние на эффективность социальной адаптации ребенка во взрослой жизни. Своевременная коррекционная работа с детьми с органическим аутизмом (ранним детским аутизмом в сочетании с резидуальной неврологической патологией) способствует подготовке ребенка к обучению в школе и оказывает позитивное влияние на его адаптацию.
Социализация детей с аутизмом — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.
Дети с аутизмом имеют наиболее тяжелые нарушения в социально-личностном развитии и требуют специальной психолого-педагогической помощи.
Коррекционная психологическая помощь аутичным детям сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм харак­теризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Поэтому, психоло-педагогическая коррекционная работа с аутичным ребенком не может обойтись без игровой деятельности, метода АВА - прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis) сенсорной терапии, водно-песочной терапии, канесттерапии.
Игровая терапия
Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игра дарит радость. Сущность игры многогранна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах. Игровая деятельность заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направлена на познание окружающей действительности, усвоение социальных связей и отношений.
Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.
Несмотря на это, ребенок с аутизмом может научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в игровой деятельности с другими людьми. Игра может открыть новые пути развития для аутичных детей.
Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей. Игровая деятельность включает взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать, как взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь 2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна постепенно уменьшаться. Идеальной может считаться модель, при которой ребенок сам способен спланировать и организовать игру с другими детьми.
Метод АВА - прикладного анализа поведения
(Applied behavior analysis)
В основе данного метода лежат поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Поведенческая терапия для аутистов построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, впоследствии они соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. Ребенок, успешно освоивший все этапы программы, не просто осваивает предлагаемые ему стимулы, но и начинает самостоятельно понимать новые.
В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, в т.ч. невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов, программы типа «покажи, как ты…» и т.д. Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.
Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Здесь необходимо как можно раньше установить, что ребенка может заинтересовать. Известно, что одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой.
Выбор вариантов занятий зависит от особенностей развития и эмоционально-волевой сферы детей с аутизмом. Обычно они не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются. Поэтому занятия проводятся в тишине, с частой сменой видов деятельности с целью поддержания интереса к обучению. Используется следующая схема: 2-3 вида различной деятельности по 5-7 минут каждая с перерывами 2-3 минуты. Как правило, на занятиях используются наглядно-словестные, практические, аудиовизуальные методы.
С целью социальной активизации детей с аутизмом на занятиях используются многообразные средства двигательной направленности. Это игры и игровые упражнения для снятия утомляемости, эмоциональные разрядки и минутки покоя, пальчиковая гимнастика, тренинги, различные приемы психотерапии и др.
Подбирая дидактический материал учитывается, что дети-аутисты не всегда различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой.
Чтобы получить информацию, дети с аутизмом чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Поэтому активно на занятиях с данными детьми используются элементы АВА: обозначение предметов (их названий, формы, цвета), сравнение, общая и мелкая моторика (серия графомоторных упражнений), стимуляция самостоятельных действий.
Все это создает предпосылки для социально-коммуникативной реабилитации у детей-аутистов, ориентацию в пространстве, возникновению коммуникабельности в коллективах.
2022-03-29 15:26 Март 2022