НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Коробейникова Мария Игоревна воспитатель МКДОУ детский сад № 5, г. Тайшет
Тема: «Система работы по художественно - эстетическому развитию детей в дошкольной образовательной организации» В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; — становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях; 2) опыт художественно-творческой деятельности. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы Образовательной программы. Основная цель педагогического коллектива ДОУ: Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи: 1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников. 2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. 3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: • Обновление содержания образования (выбор программ и технологий); • Создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды); • Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); • Координация работы с другими учреждениями и организациями. Обновление содержания образования. В содержание Образовательной программы ДОУ входят следующие парциальные программы, которые способствуют развитию дошкольников в художественно - эстетическом направлении. Программа музыкального образования детей дошкольного возраста«Камертон» Э.П. Костина Цель: разностороннее, полноценное музыкальное образование детей (обучение, воспитание, развитие), соответствующее их возрастным возможностям. Ядром программы являются задачи овладения ребенком всеми видами музыкальной деятельности. Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», И.А. Лыкова Данная программа способствует реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Цель: формировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетическое отношение и художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства «Театр – творчество - дети», Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович Технология данной программы ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, развитию творческих способностей в процессе театрализованной деятельности. Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», И.А.Кузьмин. Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, театру, народной культуры. Создание условий для художественно-эстетического воспитания. Кадровое обеспечение. В связи со спецификой нашего дошкольного учреждения в штат включены ставки: музыкальный руководитель, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, педагога дополнительного образования по театрально-игровой деятельности, педагог-психолог, что позволяет строить образовательный процесс подгрупповым методом. Эффективной работе ДОУ в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях: • повышение квалификации в рамках курсовой подготовки • повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, смотры - конкурсы. • систематически проводятся: тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества. • одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов в ДОУ городских методических объединениях, представление своего опыта на городских мероприятиях. Педагоги участвуют в работе городских методических объединений, представляя свой опыт работ. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в ДОУ является организация предметно-развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой, театрально-игровой, изобразительной и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые центры, центры художественного творчества, которые содержат разнообразный материал, пособия, игры, театральные костюмы, атрибуты. Используются технические средства обучения. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, театральную комнату, где имеется уголок Русского быта. Эффективно используются лестничные площадки, холлы, раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию является организация образовательного процесса. Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ ведется одновременно в нескольких направлениях: • Работа с детьми. • Взаимодействия с семьями • Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды. Программные задачи, направленные на эстетическое развитие, реализуются при организации • образовательной деятельности (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры); • совместной деятельности педагогов и детей; • самостоятельной деятельность детей Образовательная работа с детьми в художественно-эстетическом направлении ведется с соблюдением принципа интеграции образовательных областей по направлениям развития личности ребенка: Физическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы: · ООД (организованная образовательная деятельность) · Совместная образовательная деятельность взрослых и детей · Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность). Тематические планы специалистов дополнительного образования, музыкального руководителя и воспитателей скоординированы с учетом места, времени проведения образовательной деятельности и режимных моментов. В ДОУ разработано комплексно-тематическое перспективное планирование по художественно-эстетическим видам детской деятельности. Длительность каждого блока 1 месяц. Данное планирование способствует комплексному решению художественно-эстетических задач, позволило эффективнее вести образовательный процесс, что положительно сказывается на развитии детей в приоритетных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой). Знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках. В ходе образовательного процесса педагоги большое внимание уделяют здоровьесбережению детей через сказкатерапию, музыкатерапию и изотерапию. Педагогом дополнительного образования по изодеятельности разработано перспективное тематическое планирование по декоративно-прикладному искусству и по ознакомлению с живописью, скульптурой, архитектурой. Музыка является одной из составляющих эстетического развития детей. Ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П.М.Теплов). Она отражает отношение человека к миру, а наши отношения – это наши эмоции. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментом развития всех качеств его личности: познавательных, психических процессов, формирование коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования. В ДОУ разработан диагностический материал для определения уровня развития детей по театрально-игровой деятельности. Музыкальная, изобразительная, театрализованная, речевая деятельности проходит через весь образовательный процесс, включая и кружковую работу. Дополнительное образование реализуется через работу кружков художественно-эстетической направленности («Сказка» по развитию театрально-игровой деятельности, «Любители искусств»), которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию. Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей. Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области художественно – эстетического развития. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя задачи Образовательной программы ДОУ, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития. Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается. Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям: • Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением. • Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. • Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей. • Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников; При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Работа педагогического коллектива ДОУ носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями. Все участники педагогического процесса находятся в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Приоритетные задачи работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуются коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры города, на договорной основе и совместно разработанных планов взаимодействия, с каждым учреждением социума.