Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Шебаршева Алла Евгеньевна
учитель-логопед
МАОУ ДС № 120 "Сказочный", г. о. Тольятти

В последние годы отмечается увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. В комплексном преодолении наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные методы. А так как мы живем в XXI веке – веке информации, нашу повседневную жизнь уже невозможно представить информационных компьютерных технологий. Они прочно вошли во все сферы нашей жизни. Информационные компьютерные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому, их использование в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией в настоящее время особо актуально.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Среди современных технических новинок особое место занимает интерактивная доска, которую я использую в своей работе. Она обладает большими потенциальными возможностями в развитии детей и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с ТНР. Возможности интерактивной доски позволяют включать все органы восприятия: слуховые, зрительные и тактильные. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Учеными установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения. И когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти. Кроме того, развитие моторики способствует еще и активизации речевых центров, что необходимо для успешного обучения детей.
Программное обеспечение интерактивной доски позволяет сделать образовательную деятельность детей интересной, увлекательной и насыщенной. При показе презентаций дети получают возможность усвоить материал, визуализация которого происходит через известных всем героев мультфильмов и сказок. Дети с удовольствием выполняют задания героев или помогают им. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Как показывает моя практика, такие презентации очень нравятся дошкольникам, и даже дети с низким уровнем познавательного и речевого развития не отвлекаются во время образовательной деятельности, что позволяет ускорить ее темп и вовлечь в нее всех детей. Они становятся более внимательными и сосредоточенными на протяжении всей образовательной деятельности.
У детей с ТНР нарушена не только речь, но и все психические функции, что затрудняет процесс коррекции. Использование интерактивной доски активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Это обусловлено тем, что интерактивная доска включает в себя функции всех вышеперечисленных технических средств.
Основные принципы в работе с использованием информационных компьютерных технологий:
·           принцип доступности;
·           принцип системности;
·           принцип наглядности,
·           принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений;
·           принцип дифференцированного подхода к обучению детей, в зависимости от структуры дефекта;
·           принцип комплексного подхода в коррекционной работе с детьми с ТНР.
В презентации помимо речевых задач включаются задания на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, мышления, зрительно – моторных координаций («Кто спрятался на картинке?», «Узнай по силуэту», «Лабиринт», «Четвертый лишний» и т.п.).
Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на интерактивную доску дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к образовательной деятельности. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, а главное речь и моторика.
При использовании интерактивной доски в работе учителя-логопеда выделены следующие преимущества:
·           Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, работа транспорта, воспроизведение звуков птиц, животных и т.д.);
·           Повышает мотивацию для исправления недостатков речи детей;
·           Развивает психологическую базу речи: восприятие, внимание и мышление за счет повышения уровня наглядности;
·           Совершенствует навыки пространственной ориентировки, развивает точность движения руки;
·           Повышает качество обучения и работоспособности.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР позволяет учителю – логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.
2022-04-26 09:48 Апрель 2022