Конференции

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА

Панина Ирина Владимировна
педагог-психолог
МАДОУ "Платошинский детский сад "Солнышко", Пермский район

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникативных технологий. Нельзя не оценить и возможности их использования в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.
Желание идти в ногу со временем, повысить свой профессиональный уровень и результативность своей профессиональной деятельности посредством использования ИКТ в работе с детьми побудили меня к выбору этой темы целью деятельности по самообразованию.
Столкнувшись в нашем детском саду с проблемой снижения познавательной активности детей и как следствие формированием низкой мотивации к обучению, учитывая имеющуюся в нашем детском саду возможность использования в работе интерактивной доски мной был разработан и реализуется проект «Интерактивная гостиная «Айкьюша».
Цель проекта: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через систему информационно-коммуникативных технологий (интерактивных развивающих игр и упражнений, мультимедийных презентаций).
Задачи проекта:
®     Способствовать созданию в ДОУ условий для повышения качества образования детей дошкольного возраста, в том числе посредством оказания дополнительной образовательной услуги;
®     Способствовать вовлечению родителей в процесс формирования и развития познавательной активности детей;
®     Оказывать содействие педагогам ДОУ в организации эффективной работы с детьми посредством использования ИКТ;
®     Подобрать и систематизировать медиаресурсы для работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с тематикой времён года.
Проект реализовывался в ДОУ в течение 2018-2021 уч. гг.
В рамках данного проекта мной велась работа со всеми участниками образовательного процесса:
Работа с детьми:
ü  Стартовая оценка уровня индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста:
-          плановая (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога);
-          по запросу родителей на предоставление платной дополнительной услуги.
ü  Проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ по направлениям:
-          Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для детей с низким уровнем актуального развития.
-          Развивающие занятия с детьми в рамках предоставления платной дополнительной услуги воспитанникам ДОУ.
ü  Итоговая оценка уровня индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста после завершения цикла занятий с использованием ИКТ.
ü  Проведение фронтальных развивающих занятий с применением ИКТ для детей всех возрастных групп в рамках «Дня ИКТ в ДОУ».
Работа с педагогами:
ü  Проведение цикла семинаров-практикумов по темам:
-          Возможности использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.
-          Создание мультимедийных презентаций.
-          Работа с интерактивной доской.
ü  Оказание содействия в подборе интерактивных дидактических и развивающих игр и мультимедийных презентаций для организации НОД с детьми дошкольного возраста.
ü  Участие педагогов в развивающих занятых с применением ИКТ, проводимых педагогом-психологом с детьми всех возрастных групп в рамках «Дня ИКТ в ДОУ».
ü  Индивидуальное консультирование.
ü  Анкетирование педагогов по вопросам эффективности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Работа с родителями:
ü  Информирование родителей о предоставлении дополнительной образовательной услуги в ДОУ.
ü  Выступление на родительских собраниях ДОУ по теме «Развивающие интерактивные игры».
ü  Проведение семинара-практикума для родителей детей дошкольного возраста «ИКТ и развитие детей».
ü  Индивидуальное консультирование.
ü  Анкетирование родителей по вопросам удовлетворённости оказания дополнительной услуги.
Для решения поставленных в рамках данного проекта задачи в коррекционно-развивающей работе с детьми с использованием средства ИКТ мной создан кейса специально подобранных компьютерных, интерактивных игр и мультимедийных презентаций (лицензированные компьютерные программы, авторские мультимедийные презентации в том числе созданные самостоятельно).
Для решения задач повышения качества образования детей дошкольного возраста посредством оказания в ДОУ дополнительного образования, мной разработана программа дополнительного образования детей «Инфологика». Цель программы: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через систему информационно-коммуникативных технологий.
Основные задачи при работе с педагогами в рамках данного проекта: оказание содействия в выборе форм и методов в работе с детьми, способствующих повышению познавательной активности детей, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и увлечений современных детей.
Основные задачи работы с родителями в рамках данного проекта: создание ситуации сотрудничества, способствующей формированию у них установки ответственности по отношению к вопросам развития и социализации своих детей.
Результатами своей работы в рамках данного проекта считаю:
ü  Повышение уровня собственной компетентности использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.
ü  Систематическое применение ИКТ в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими трудности в развитии, что, по результатам наблюдения за детьми, позволило повысить уровень познавательной активности детей на моих занятиях. По результатам психодиагностического обследования, отзывам педагогов и родителей у детей отмечается положительная динамика в развитии.
ü  В детском саду организована и предоставляется дополнительная образовательная услуга для детей старшего дошкольного возраста «Инфологика». Анализируя результаты диагностического обследования детей, посетивших по программе дополнительного образования «Инфологика» в течение 2018-2021 уч.гг., на начало и конец учебного года, можно сделать вывод, что у 100 % детей уровень индивидуального развития психических процессов повысился со среднего до высокого, либо с низкого до среднего.
ü  Проведённые мероприятия с педагогами (цикл семинаров-практикумов), направленных на повышение ИКТ компетентности, наблюдения самих воспитателей за повысившимся у детей интересом к занятиям с педагогом-психологом с использованием ИКТ, способствовали профессиональной заинтересованности педагогов к возможностям применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
ü  Внимание родители воспитанников в рамках данного было привлечено к проблеме бесконтрольного использования детьми телефонов и компьютеров. У многих родителей появилась заинтересованность к использованию компьютерных, интерактивных игр как источнику познания, развития способностей детей. Увеличилось число обращений родителей на консультации по теме развивающих интерактивных игр для дошкольников.
Необходимо отметить, что проект «Интерактивная гостиная «Айкьюша» являлся одним из механизмов реализации программы развития детского сада «Территория интерактивных технологий».
Анализируя проведённую в ходе реализации представленного проекта работу считаю, что внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс позволило разнообразить образовательную деятельность нашего сельского детского сада, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной. Дало возможность педагогами использовать разные способы подачи детям дошкольного возраста нового материала. Всё это в свою очередь поспособствовало созданию условий для повышения качества дошкольного образования детей в сельском детском саду с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей.

2022-04-26 13:17 Апрель 2022