Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Симонова Алена Анатольевна
педагог дополнительного образования
МАУДО "Дом детского творчества № 15", г. Набережные Челны

Сегодня переход российского образования на ФГОС неразрывно связан с повышением уровня информатизации всей системы образования, поэтому ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры дополнительного образования. В связи с этим, современный педагог обязан быть информативно грамотным, то есть уметь определять возможные источники информации и получать ее, уметь анализировать полученную информацию, уметь оценивать информацию с точки зрения ее достоверности и достаточности для решения проблемы, уметь использовать результаты поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений, уметь создавать собственную базу знаний, уметь работать с информацией индивидуально и в группе.
Сегодняшние воспитанники, учреждений дополнительного образования, достаточно активно интересуются информационными и Интернет технологиями, сеть Интернет в данном случае может выступать отличным средством для развития их творческих способностей. Сеть Интернет позволяет учащимся не только получать нужную информацию, но и самим опубликовывать свои работы, что является отличным стимулом в обучении.
Любой учащийся индивидуален, и осваивает новый учебный материал по-разному. Педагогам приходиться находить индивидуальный подход к каждому учащемуся. С использованием передовых информационных технологий, сети Интернет, средств мультимедиа удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало намного проще. Всё же было бы не совсем правильно считать, что компьютер может заменить педагога. Компьютер в данном случае выступает как средство воспитательно-образовательного процесса. Руководить же по-прежнему должен педагог. С другой стороны, при дистанционном обучении на основе Интернет технологий, возникает возможность осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же учащийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки.
Сегодня необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ, потому что - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и учащегося, позволяет учащемуся работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с учащимся дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Моя педагогическая деятельность вот уже 26 лет связана с детьми младшего школьного возраста. Школьное детство является особенно важным периодом для развития интеллектуальных способностей человека, закладывающим фундамент дальнейшей учебно-познавательной деятельности. В своей работе ИКТ-технологии я использую в нескольких направлениях.
Во-первых, для сбора и хранения информации, наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения образовательного процесса достаточной наглядностью, то с появлением интерактивных ресурсов стало возможным использование иллюстраций, картин, схем и др. по мере необходимости на экране. Мною создана электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, включенные в мою общеразвивающую программу в соответствии с требованиями ФГОС.
Во-вторых, использование ИКТ для проведения занятий в совместной и самостоятельной деятельности детей. Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на моих занятиях является создание и использование мультимедийных презентаций. Это очень удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их интерактивность, особая насыщенность содержанием и возможность использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности, а именно фронтальную, групповую и индивидуальную. Яркие презентации оказывают одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), что позволяет достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». В работе я активно использую презентаций к занятиям по следующим темам: «Пластилиновая живопись», «История игрушки», «Вышитые узоры», «В стране оригами», «Волшебный квиллинг» и т.д.
По результатам моей работы можно сделать вывод, что использование ИКТ как фактор успешной реализации ФГОС, обеспечило:
- повышение мотивации к образовательному процессу, которая возрастает за счёт мультимедийных эффектов;
- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
- способность выравнивания возможностей детей;
-развитие у школьников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
-поощрение детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
ИКТ позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни, например, как показать ребенку жизнь на дне океана или планеты Солнечной системы.
Таким образом, использование новых информационных технологий в системе дополнительного образования позволяет существенно повысить интерес детей к учебному процессу, а, следовательно, и улучшить качество знаний и УУД учащихся.
Список использованных источников и литературы.
1. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. – Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2003. С. 126 - 136.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2019.
3. Усачева Г.В. «Развитие системы дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС».
2022-04-26 09:31 Апрель 2022