ПРИМЕНЕНИЕ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Кокшарова Татьяна Владимировна старший воспитатель МКДОУ «д/с № 25» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, г. Еманжелинск
Основные положения концепции бережливого производства. Методы сокращения потерь, стандартизации деятельности, постоянного улучшения и оптимизации процессов, а также другие инструменты данной системы успешно применяются в организациях образования, здравоохранения, социального обслуживания и государственного управления. Ценности. Ориентация на сокращение всех видов потерь, под которыми понимаются любые действия, не добавляющие ценности для потребителя, но расходующие время сотрудников и ресурсы организации. Систематическое и постепенное уменьшение количества процессов, операций и действий, не добавляющих продукту потребительской ценности. Принципы. Определение ценности продукта. Определение потока создания ценности продукции. Обеспечение непрерывное течение потока создания ценности продукции. Обеспечение вытягивания продукции. Постоянное совершенствование деятельности. Обеспечение доступности информации о процессах создания ценности для всех заинтересованных сторон. Кто является заказчиком (потребителем) процессов образовательной организации. Заказчик - тот, кто использует результаты работы. Внутренние заказчики: администрация, работники, обучающиеся и воспитанники. Внешние заказчики: органы управления образования, родители, социальные партнёры. Каждый работник образовательной организации может являться и поставщиком, и заказчиком продуктов её деятельности. Виды потерь в деятельности образовательной организации. Потеря – это работа, которая потребляет ресурсы, но не создаёт ценности для заказчика. 1. Ожидания - это время, которое оборудование или персонал проводит в бездействии, то есть не создает ценность. Ожидания приводят к увеличению времени выполнения работ и снижению производительности труда сотрудников. 2. Лишние перемещения - действия, связанные с передвижением обучающихся, педагогов и иных работников образовательной организации, которые не добавляют ценности. Наиболее частыми причинами возникновения данной потери являются неэффективное управление аудиторным фондом, нерациональная последовательность выполнения работ и планировка рабочей зоны, неудобное расположение мебели, инструментов и оборудования, непродуманная организация файлов в компьютере и папок в картотеке. 3. Ненужная транспортировка - это действия, связанные с избыточным перемещением оборудования и материалов. В образовательных организациях это может быть перемещение дидактических материалов и работ обучающихся, учебного оборудования и инструмента; передача документов вручную; отправка ненужных документов; сохранение файлов на различные носители «на всякий случай». 4. Излишние запасы - связаны с приобретением, изготовлением и хранением дидактических материалов, учебных атрибутов, оборудования в количестве большем, чем это востребовано процессом. Опасность излишних запасов для организации заключается в том, что их наличие вызывает затраты ресурсов на поддержание их ценности (место для хранения, сотрудник, отвечающий за хранение, дополнительные действия по проверке их работоспособности и пр.). 5. Избыточная обработка - возникает, когда сотрудники образовательной организации выполняют больший объем работ, чем это необходимо для удовлетворения требований заказчика. Это могут быть различные работы, связанные с подготовкой отчетов без учета запроса потребителей, повторение одной и той же информации в разных отчетах или в разных формах, ненужные или многочисленные согласования, повторный ввод данных, необходимость перевода информации из одной системы в другую (при использовании разного программного обеспечения), избыточные информационные потоки, проверка работоспособности оборудования без последующей эксплуатации и др. 6. Ненужная (лишняя) транспортировка – это действия, связанные с избыточным перемещением оборудования и материалов. В образовательных организациях это может быть перемещение дидактических материалов и работ обучающихся, учебного оборудования и инструмента; передача документов вручную; отправка ненужных документов; сохранение файлов на различные носители «на всякий случай». 7. Переделка и брак связаны с производством некачественной продукции. В образовательных организациях эта потеря может быть связана с необходимостью переработки дидактических материалов, учебно-методической документации, отчетов; восстановлением и сохранением файлов и др. К данному виду потерь приводят ошибки (опечатки) при подготовке дидактических материалов, отсутствие информации при выполнении заданий, утрата документов, неправильно составленные документы, замечания, полученные при согласовании. 8. Перепроизводство - предполагает осуществление работ сверх необходимого объема или раньше установленного срока. Тайити Оно называл эту потерю самой вредной. Опасность перепроизводства состоит в том, что оно влечет за собой появление других видов потерь – ожидание, излишние запасы, содержание дополнительных складских площадей, транспортировка и перемещение. К перепроизводству можно отнести дублирующие друг друга отчеты; большее, чем нужно количество копий документов; предоставление большего количества информации, чем это необходимо; сохраненную, но неиспользуемую в дальнейшем информацию, а также изготовление нескольких вариантов презентаций и докладов. Инструменты и методы бережливых технологий. Стандартизация работы Использование стандартизации деятельности позволяет провести упорядочивание процессов в организации, закрепить наиболее оптимальные алгоритмы и процедуры, а также обеспечить их тиражирование и дальнейшее совершенствование. Основные требования к стандартам: · краткость и содержательность — описание действий должно быть представлено в простой лаконичной форме, понятной не только специалисту, но и простому обывателю; не допускается включение в документ лишних сведений, не относящихся непосредственно к описываемому предмету или процессу; · наглядность — использование при описании выполняемых действий средств визуализации (изображения, схемы и так далее) способствует более легкому восприятию и запоминанию положений стандарта; · полнота описания — для каждой операции обозначается порядок ее выполнения, используемые при этом инструменты, оборудование и расходные материалы с указанием их местонахождения, необходимые справочные данные и другая информация; · согласование с исполнителями и руководством — обеспечивает устранение замечаний и выявленных несоответствий до введения стандарта в действие; · удобство использования — в зависимости от характера описываемой задачи выбирается наиболее удобная для использования на рабочем месте форма документа (текст, фотография, схематическое изображение и так далее). Практика применения метода в образовательном учреждении: · изучение методов и правил проведения стандартизации процессов в ходе факультативных занятий с учащимися; · практическая работа для учащихся по разработке стандарта для выполнения известного им процесса (мытье рук, выход для ответа к доске, прием пищи и прочее); · использование руководством образовательного учреждения методов стандартизации внутренних процессов в своей текущей деятельности; · разработка стандартов использования оборудования и инструментов преподавателями и сотрудниками образовательного учреждения (мультимедийной и копировальной техники, кондиционеров и так далее).