Лузанова Ирина Юрьевна воспитатель МАДОУ "Детский сад № 261 "Истоки", г. Барнаул, Алтайский край
Перечень модулей. 1. Теоретическая интерпретация опыта. 2. Технология опыта. · Модуль. Организация и проведение занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей. · Модуль. Активные формы работы с детьми по воспитанию гражданственности. · Модуль. Работа с семьёй. 3. Результативность опыта. 4. Адресная направленность. 5. Масштабность опыта. Тема: «Родной свой край люби и знай» Автор: И.Ю.Лузанова Актуальность и перспективность опыта. Формирование гражданственности неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.) Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Актуальность опыта заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль краеведения, как источника воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Концептуальным подходом в становлении опыта является раннее формирование знаний у ребенка о Родине, крае, городе, семье. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано. Цель работы автора в том, чтобы дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к городу, в котором они живут через использование разнообразных занимательных - традиционных и нетрадиционных методов и приёмов. Следуя дидактическим путем от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному, автор предлагает начинать ознакомление с родным краем с семьи, с дома, в котором живёт ребёнок, с района, в котором находится детский сад и т.д. Итак, опыт актуален, т.к. позволяет решить задачи: · Формировать у детей знания о Родине – России. Воспитывать чувство гордости за Родину и Отечество; · Развивать чувственное, эмоционально-действенное отношение к родному городу, Алтайскому краю. Формировать знания о родном крае и городе; · Расширять представление детей о достопримечательностях города Барнаула, памятниках, знакомить детей с историей города; · Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры; · Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край; · Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. · Устанавливать крепкие дружеские связи между детским садом и семьями детей по вопросам краеведения. Данный опыт позволяет: - в занимательной форме через разнообразные интересные методы и приёмы знакомить дошкольников с историей, известными людьми, с достопримечательностями, с памятниками архитектуры, с природой России, Алтайского края и города Барнаула; - воспитывать чувство любви, гордости за свою Родину; - активно общаться с семьями дошкольников. Условия возникновения и становления опыта Опыт формировался в Детском саду №261 «Истоки» Железнодорожного района в работе с детьми дошкольного возраста. Общие результаты проведенной диагностики на начало учебного года в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай» показали: уровень знаний у дошкольников ниже среднего – 38%; средний – 62%; выше среднего – 0%. Проведенная работа в течении года по формированию у детей определённых знаний, дала свои положительные результаты, и к концу учебного года результаты диагностики были таковы: уровень знаний у дошкольников ниже среднего – 0%; средний – 37 %; выше среднего – 63 %. Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии нравственно-патриотических чувств у детей, формировании знаний о России, крае и городе благодаря специальной работе по нравственному воспитанию. На начало учебного года в старшей группе также была проведена с детьми диагностика, только были усложнены параметры сформированности знаний. Общие результаты диагностики по теме «Родной свой край люби и знай» показали: уровень знаний у дошкольников ниже среднего – 41%; средний – 59%; выше среднего – 0%. Таким образом, наблюдается несформированность у детей знаний, которыми должен владеть старший дошкольник. Конечно, впереди целый год целенаправленной работы. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом. Исходя из опыта многолетней практики, автор пришла к выводу, что наиболее эффективным в развитии нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста, в формировании краеведческих знаний, будет являться использование активных форм работы, как с детьми, так и с родителями. Одним из таких методов, автор выделила игру. "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности." В.А. Сухомлинский. Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника. Это и сюжетно-ролевые игры, и словесные, и дидактические, и игры инсценировки и т.д. В системе формирования нравственно-патриотических чувств, формировании краеведческих знаний, автор использует разные виды детской деятельности: · наблюдения, экскурсии; · экспериментирование; · моделирование; · художественно-творческая деятельность; · детский досуг; · чтение художественной литературы. Художественные произведения – кладезь нравственного воспитания. Именно в них народ за много поколений отразил весь накопленный опыт. На художественных произведениях таких писателей и поэтов, как Л.Толстой, В.Сухомлинский, В.Осеева, Б.Заходер, С.Михалков, С.Маршак, русских народных былин, можно воспитать нравственно чистого человека. Незаменимы в воспитании народные пословицы и поговорки о Родине, о семье; · дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру; · встречи с известными людьми, например, фронтовиками, писателями и т.п.; · рассматривание картин, фотографий края, города, родной природы; · использование фонотеки – слушание песен и музыки композиторов нашей Родины. Семья – первая школа социализации ребенка. Однако семья живет в определенном обществе, в определенное время, эпоху. Общество накладывает свои отпечатки, негативные или позитивные, на формирование современной семьи. И на сколько благополучна семья, зависит то, как будет складываться и развиваться ребенок как личность. Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Многие родители ошибочно считают, что, приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка. Закон РФ “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. (Статья 18, пункт 1). С целью создания единого воспитательно-образовательного пространства между детским садом и родителями дошкольников по вопросам нравственно-патриотического воспитания, автор составила перспективный план работы с родителями, который включает в себя различные формы общения. В процессе становления опыта была проведена следующая работа: 1. Анализ программ Васильевой М.А. «Воспитание и обучение детей в детском саду», «Детство» под ред. В.И.Логиновой, «Радуга» под ред. Т.Н.Дроновой; методической литературы по разделу «Нравственно-патриотическое, гражданское воспитание детей дошкольного возраста». 2. Изучены работы известных педагогов: Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, М.Монтессори. 3. Разработан перспективный план занятий по теме «Родной свой край люби и знай» и перспективный план деятельности с родителями и педагогами на год. 4. Организован и оформлен Центр «Мой любимый край», где подобран и изготовлен практический материал по воспитанию нравственно-патриотическизх чувств, формированию краеведческих знаний у дошкольников: - альбомы, книги о России, крае; - дидактические игры; - картотека словесных игр, пословиц, поговорок о Родине, семье; - подборка литературных произведений; - фонотека «Песни милой Родины моей»; - материал для детского творчества. 5. В работе поставлены задачи: 1) Формировать знания о родной стране, крае, городе, воспитывать нравственно-патриотические качества у детей через активное включение дошкольников в занятия, игровую деятельность, в беседы, обсуждение ситуаций, чтение литературных произведений, в творческое выражение своих переживаний и чувств. 2) Укреплять связи «семья – детский сад» и обогащать опыт родителей по вопросам краеведческого образования дошкольников, гражданского воспитания детей. Новизна опыта. Новизна опыта заключается в использование разнообразных занимательных - традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в процессе формирования у детей знаний о своей стране, родном крае и городе, воспитания нравственно-патриотических чувств. С целью реализации поставленных задач, автор считает важным сделать процесс воспитания интересным и увлекательным для дошкольников, продуктивным и познавательным для родителей. Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является формирования у детей знаний о своей стране, родном крае и городе, воспитания нравственно-патриотических чувств через использование активных форм работы: занятия различных видов организации, разнообразную внезанятийную деятельность, эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Используемые формы работы, способствуют развитию формированию у детей краеведческих знаний, нравственно-патриотических качеств. Технология опыта 1 Модуль. Организация и проведение занятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Занятие по теме «Родной свой край люби и знай», автор планирует и проводит 1 раз в месяц. Используются различные формы организации занятий, например: занятие -путешествие «Наши космонавты», занятие-встреча «Наши защитники», развлечение «Новый год у ворот» и др. В структуру занятий включены: Ö сюрпризный момент для мотивации детской деятельности; Ö игры, такие как: «Магазин сувениров», «Космонавты» и др.; Ö чтение художественной литературы, например: русские былины «Алёша Попович и Тугарин», «Илья и Соловей разбойник»; А.О.Ишимова «История России в рассказах для детей»; Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»; Ö использование малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения и другое; Ö слушание песен нашей Родины, например М.Матусовского «С чего начинается Родина?», музыки отечественных композиторов, например, Прокофьева, П.Чайковского; Ö просмотр слайдов, диафильмов; Ö рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций; Ö художественно-продуктивная деятельность, например: изготовление поздравительных открыток, поделок из природного материала; рисование «Дом будущего», «Я с мамой и папой гуляю по Барнаулу»; Ö пальчиковая гимнастика, элементы самомассажа, динамические паузы; Ö и многое другое. Используемый материал делает процесс обучения и воспитания детей более интересным, увлекательным, эффективным, доступным. У дошкольников наблюдается значительное повышение уровня знаний краеведческого характера, нравственно-патриотического воспитания. 2 Модуль. Активные формы работы с детьми по воспитанию гражданственности. Внезанятийная деятельность разнообразна и способствует формированию знаний краеведческого характера и нравственно-патриотического воспитания в свободное от занятий время. В группе оформлении Центр «Мой любимый край». Здесь находится специально подобранный материал по теме. Это: 1. Картотеки словесных игр, пословиц, поговорок о Родине, семье; 2. Дидактические игры, такие как: «Кто на Алтае живёт?», «Узнай растение», «По памятным местам Барнаула». 3. Фонотека «Песни милой Родины моей»; 4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как: «Космонавты», «Пароход по реке-Оби», «Едем в автобусе по Барнаулу» и др. 5. Альбомы: «Животные Алтайского края», «Растения Алтайского края», «Достопримечательности Барнаула», «Реки и озёра Алтайского края» и другие; 6. Художественные произведения В. Сухомлинского, С.Михалкова и др. 7. Материал для детского творчества. Материал центра ежемесячно пополняется. Деятельность в центре варьируется по желанию детей. У дошкольников в непринужденной, занимательной форме происходит формирование знаний краеведческого характера и нравственно-патриотического воспитания. 3 Модуль. Работа с семьёй. Разнообразие форм работы с семьями воспитанников, позволяет не только вызвать интерес к процессу формирования знаний краеведческого характера и нравственно-патриотического воспитания, но и найти оптимальный подход к каждому родителю. В работе с родителями автор использует следующие формы взаимодействия: 1. Консультации, рекомендации. Эта широко известная форма работы с семьей, позволяет педагогу грамотно и полно знакомить родителей с тонкостями детской души, с наиболее эффективными методами и приемами воспитания, с особенностями детей дошкольного возраста. 2. Выставки литературы по теме. Эта форма работы дает возможность родителям познакомится с педагогическими трудами по проблемам воспитания детей. 4. Привлечение родителей к оформлению выставок и фотовыставок, к изготовлению совместных произведений творчества с детьми. Эта форма работы способствует поддержанию интереса родителей к жизни детского сада, участию в педагогическом процессе, установлению доверительных отношений с дошкольниками. Результативность опыта. В результате проведённой работы в средней группе за год наблюдается рост уровня сформированности определённых знаний, воспитания нравственно- патриотических чувств. Показатели диагностики, отражающие эти изменения за период с 2007-2008 уч.гг., приведены в таблице и наглядно изображены на графике:
сентябрь
январь
май
в ср
0%
22%
63%
ср
62 %
62%
37%
н ср
38%
8%
0%
Наблюдается эффективность использования разнообразных и интересных методов и приёмов при ознакомлении дошкольников с историей, известными людьми, с достопримечательностями, с памятниками архитектуры, с природой России, Алтайского края и города Барнаула, у детей удаётся воспитать чувство любви, гордости за свою Родину. Педагоги ДОУ, родители отмечают, что дети стали более общительны, много знают о России, Алтайском крае, городе Барнауле, все чаще используют полученные знания в жизни. Адресная направленность. Опыт будет интересен воспитателям, методистам ДОУ, специалистам, работающим с детьми. Трудоёмкость опыта. Представленный опыт может быть реализован в следующих условиях: 1. наличие перспективного плана занятий и перспективного плана деятельности с детьми и родителями по данной теме; 2. специально оформленный Центр «Мой любимый край»; 3. наличие разнообразного материала по теме, альбомы, игры, картотеки, художественная и познавательная литература. Теоретическая база опыта. Теоретическая база формировалась на основе: 1. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Методические рекомендации. М.Д. Маханева М.Д. Журнал «Управление», №1, 2005, с.55. 2. «Формирование нравственного здоровья дошкольников». 3. Под.ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. Москва, 2002г. 4. «Характер – источник силы». Сборник учебно-методических материалов по программе «Главное – характер» из опыта работы образовательных учреждений Алтайского края. 5. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Е.А. Алябьева. Москва, 2003г. 6. «Мир, в котором я живу». Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Москва, 2005г. 7. «Что может герб нам рассказать». Л.В.Логинова. Москва, 2003г. 8. Программа «Наш дом – природа». Н.А.Рыжова. Москва, 2005г.