Конференции

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Чиркова Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
МАУДО "Дом детского творчества № 15", г. Набережные Челны

В наши дни тема информационных технологий в образовании, в том числе и в дополнительном, является одной из самых актуальных. Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, с родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения. Из-за большого количества информации появилось много проблем, самой важной из которых является проблема обучения. Особый интерес для нас представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в дополнительном образовании, так как в наше время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся становится все труднее.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология -
это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение. На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Цели информационных технологий:
1.Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
2.Подготовка личности «информационного общества».
3.Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
4.Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать
оптимальные решения.
В учреждениях дополнительного образования, куда дети приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
В функции учителя компьютер представляет:
• источник учебной информации;
• наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
• индивидуальное информационное пространство;
• тренажер;
• средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
• средство подготовки текстов, их хранения;
• текстовый редактор;
• графопостроитель, графический редактор;
• вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
• средство моделирования.
Работая педагогом дополнительного образования по декоративно прикладному творчеству, применение ИКТ позволяет мне сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используя текстовый редактор, составляю и оформляю воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point, создаю презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаю ролики, записываю мастер-классы. Использование мультимедийных презентаций позволяет мне сделать непосредственно - образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в Power Point - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Изучив способы дистанционного образования, я выбрала способ подачи материала через демонстрацию видеоуроков, которые снимала сама и отправляла учащимся через WhatsApp, а они в свою очередь выполняли работу и присылали мне фотоотчеты. В таком варианте занятий есть несомненный плюс в том, что ребенок сам решает, когда ему удобно заниматься. Просмотр записи мастер-класса позволяет делать паузы для лучшего понимания и усвоения материала, перематывать видеозапись и повторять необходимые этапы работы. Учащиеся могут не только повторять все за педагогом, выполняя четкие инструкции, но и проявлять фантазию, находчивость, творить. Специально для дистанционных занятий были выбраны такие виды работы, которые дети могут выполнить максимально самостоятельно, не затруднительно и недолго по времени. При дистанционном обучении по программе использовала следующие формы занятий: видео-занятие (на тему: «Игрушки из полос бумаги», «Летающие модели», «Мебель из спичечных коробков»), мастер-классы (на тему: «Изготовление животных из готовых форм», «Изготовление роботы из бросового материала», «Лепим яблоньку», «Волшебное превращение бумажного листа»). А так же детям предлагаются ссылки на презентации по различным темам программы для самостоятельной работы. Дети самостоятельно разрабатывают технологические карты.
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Список использованных источников и литературы
1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
2. Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой».
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2019.
2022-04-26 09:34 Апрель 2022