Кульпина Ирина Михайловна учитель начальных классов КОГОБУ СШ с. Ныр Тужинского района, Кировская область
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учащимися учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, активизировать познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация), индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребѐнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся. Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями: - источник информации; - повышают степень наглядности; - организуют и направляют восприятие; - наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся; - создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию; - это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня. Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается: - Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися; - Как источник дополнительной информации по предметам; - Как способ самообразования учителя и учащихся; - Как возможность реализации личностно — ориентированного подхода в обучении. Использование новых ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: - повышается интерес, мотивация учебной деятельности; - осуществляется дифференцированный подход; - каждый ученик становится субъектом процесса обучения; - за один и тот же промежуток времени объѐм выполненной работы намного больший; - облегчается процесс контроля и оценки знаний; - развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль). Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Внедрение компьютеров перспективно, так как: повышает эффективность проведения урока, организует режим индивидуального опроса, усиливает интерес учащихся к уроку. Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, помогает «погрузить» ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации, усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаѐт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Достоинства использования Интернет-технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствамиявляются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия, у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоѐмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приѐмов и средств организации учебно -познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок стал максимально информативным, продуктивным, а главное — незабываемым. Поэтому современный учитель должен быть компетентен: владеть основными инструментами пользователя компьютера, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ -средствами. Информационно - компьютерная компетентность находит своѐ отражение в учебно - воспитательном процессе начальной школы, поскольку обучение в начальной школе — это фундамент, на котором будет строится всѐ дальнейшее обучение ребѐнка. Использование ИКТ более полно развивает у учащихся творческие способности и навыки исследовательской деятельности, учит ребят работать с информацией, развивает коммуникативные способности, приобщает учащихся к достижениям информационного общества. Уроки с использованием ИКТ могут стать привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - нормой работы - это, по - моему, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по - настоящему развивающим и познавательным. Задача каждого педагога заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Теперь перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность: - создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступление с аудио- и видео-сопровождением и графическим сопровождением) - получение информации различными способами (поиск в сети Internet, работа в библиотеке и др.) - проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей; - создание материальных объектов, в том числе произведений искусства; - обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования. В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) 1. Особую помощь учителям окажут учебники с электронным приложением. Они помогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы: как обучать, как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду, с помощью чего учить, как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи. Электронные учебные пособия являются неотъемлемой частью современной системы образования. 2. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. 3. Мобильный класс - универсальное, гибкое решение для образования, обеспечивающее ученикам удобный доступ к информационным технологиям. Главным преимуществом класса является возможность быстрого создания мобильной учебной среды с организацией индивидуальной и коллективной работы в классе. Программное обеспечение для организации совместной работы, входящее в состав мобильного класса позволяет организовать коллективную работу в классе с реализацией обратной связи с детьми. 4. Электронные ресурсы. В работе учителя начальных классов можно использовать следующие цифровые образовательные ресурсы: ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/), ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/). Кроме вышеназванных федеральных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. Таким образом, уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим, познавательным и обучающим. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ: - создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); - создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; - создание текстовых работ; - обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются: технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: - Для обозначения темы урока. - В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. - Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) - Для контроля учащихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному оборудованию нашего класса. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. То, о чѐм сказано выше, всего лишь крупица из проведѐнных уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям. Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует: - повышению мотивации к учению, - повышению эффективности образовательного процесса за счѐт высокой степени наглядности, - активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, - развитие наглядно-образного, информационного мышления, - развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, - повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, - повышению уровня комфортности обучения. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Литература: - Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008. - Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib) - Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/) - сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/), - сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), SMART Exchange (http://exchange.smarttech.com/), «Умные уроки SMART» (http://metodisty.ru/m/groups/view/umnye_uroki_SMART), - "Клуба Polymedia – SMART сообщество" (http://community.smartboard.ru/), а также сайты поддержки пользователей ИД других производителей: - сообщество учителей-пользователей интерактивной доски Promethean (http://www.prometheanplanet.ru/), - «Электронные доски Panaboard для образования» (http://edu.panaboard.ru/index.htm). 1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г. 2. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com