Конференции

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Камильянова Альбина Хабировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3, г. Бирск

Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать.
Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картин, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний. Ответы на задания не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах.
Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать желательные ответы, чтобы произвести впечатление.
Принято различать следующие группы проективных методик:
1) методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
2) методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
3) методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
4) методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
5) методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
6) методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
7) методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Проективные методики основываются на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.
Бессознательные переживания, чувства, мысли, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике. Они отражаются в характере словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок; в содержании сновидений, фантазий, в особенностях рисунков или восприятии картин.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.
Термин «проективные методики» был впервые использован Л. Френком в 1939 году. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
З. Эта система основных динамических процессов активна на протяжении всей жизни индивида. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут в себе отпечаток личности.
Определяя специфику проективного подхода, Л. Френк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.
Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1. Особенностями стимульного материала;
2. Особенностями поставленной перед испытуемым задачи;
3. Особенностями обработки и интерпретации результатов.
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных плюсов – это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным.
Применение проективных методик в детской и подростковой психологии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: мир фантазии, символизация детских страхов и желаний, диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии, семейное и школьное окружение.
В исследовании детей с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия до трудностей в учебе.
Продуктивность использования проективных методик в прикладных психологических исследованиях не вызывает сомнения, но этапу широкого внедрения их в практику должен обязательно предшествовать этап теоретической апробации.
В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов.
Первая же классификация была разработана Л. Френком. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику.
1.Конститутивные. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой испытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либо аморфный материал, которому необходимо придать смысл. Примерами таких методик на завершение задания могут служить:
- Незаконченные предложения
- Незавершенные рисунки
2.Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест Эдвина Шнейдмана «Составь картину-историю». Стимульный материл — 21 бланк с рисунками-фонами и 67 фигурок, вырезанных их картона, живые и неживые объекты. Задача испытуемого расположить фигурки, которые подходят к изображению как на сцене и рассказать историю того, что получилось. Затем это интерпретируется и дается диагноз личностных особенности.
3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира, его чувств, интересов и побуждений.
Тематический тест на апперцепцию (ТАТ) – хорошая иллюстрация этого вида методик. Испытуемому предлагаются карточки с неоднозначными по содержанию черно-белыми картинками, по которым он должен составить рассказ и установить последовательность изображенных событий.
4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления. С помощью этого исследователь может обнаружить выносимые испытуемым во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
6. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов. Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета.
7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории.
Все перечисленные методики объединяет способность отражать наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования.
2022-04-26 09:50 Апрель 2022