ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Чернышева Татьяна Геннадьевна учитель ГБНОУ СО «Академия для одарённых детей (Наяновой) », г. Самара
В обществе, которое опирается на новые информационные технологии, главенствующая роль отводится «человеческому капиталу» – высококвалифицированным и высокообразованным людям, поэтому особое внимание должно уделяться таланту, одаренности на всех ступенях человеческой жизни, особенно во время взросления. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует, что на современном этапе развития общества в образовательной системе надо выстроить разветвленную систему поиска и всесторонней поддержки одарённых обучающихся, а также непрерывного сопровождения на протяжении всего периода развития их как личности. Под одарённостью мы понимаем «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [Рабочая концепция одарённости, 2003, с.7]. Исходя из трактовки, данной в «Рабочей концепции одарённости», можно сделать вывод, что приоритетной задачей педагога при работе с одарёнными школьниками является не только его обучение, но и обеспечение условий становления полноценной и успешной личности, поскольку формирование и развитие тех или иных способностей, индивидуального дарования зависят именно системы ценностей самого человека. Следовательно, встаёт вопрос о необходимости создания разветвлённой системы психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся. Организовать работу с одарёнными детьми – значит создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование и развитие талантливого ребёнка, обеспечить в рамках непрерывного образовательно-воспитательного процесса достижение его нового качественного уровня. Следовательно, школа в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута должна разработать новые обучающие и воспитательные технологии, в том числе и дистанционные. Под дистанционными образовательными технологиями будем понимать образовательные технологии, осуществляемые преимущественно с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованной работе учащихся и педагогов [Полат 2007]. Представим основные типы ДОТ, используемых при работе с одарёнными школьниками:
Под комплексными кейс-технологиями понимаем тип ДОТ, осуществляемый при помощи блоков (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов, рассылаемых учащимся для самостоятельного изучения при организации постоянных консультаций педагогов как в традиционном, так и в дистанционном формате. Интернет-технологии – тип ДОТ, опирающийся на применении сети Интернета для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между учителями и школьниками. Телекоммуникационные технологии – тип ДОТ, базирующийся на применении телевизионных систем с целью обеспечения школьников учебно-методическими материалами и организации систематических консультаций с преподавателем. Технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды – вид ДОТ, позволяющий учителю конструировать систему уроков и реализовывать их как в традиционном, так и в дистанционном режиме. Дистанционные технологии при работе с одарёнными обучающимися являются дополнительным средством решения тех или иных общеобразовательных задач, когда школьники очно учатся в школе, но, помимо школьных учителей, с ними эпизодически или постоянно удалённо работает сетевой педагог. Сопровождение одарённых школьников в дистанционном формате проводится по следующим направлениям: 1) проведение профильных курсов для углублённого изучения предметов, в том числе для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ: консультирование учащихся по темам, изучаемым на очных уроках; сопровождение учащихся при выполнении домашних заданий; проверка знаний учащихся с помощью компьютерного тестирования; создание полноценных учебных курсов или заданий для дистанционного обучения с помощью использования электронных модулей или электронных кейсов; проведение дистанционных уроков с помощью средств видеоконференции; 2) выполнение проектных, исследовательских и творческих работ с помощью он-лайн сервисов сети Интернет; 3) подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям; 4) проведение занятий по внеурочной деятельности (кружков, элективных курсов и т.д.). В ходе дистанционного сопровождения учителем используются разнообразные формы работы с одарёнными обучающимися: консультации, лекции, тренинги, семинары, деловые игры, круглые столы, олимпиады, форумы и др. Отработка материала может проводиться с помощью решения тестов, практических заданий, заполнения анкет, обсуждений в чате, изучения глоссария и т.д. Средствами связи педагога и ученика могут быть: электронная почта, видеоконференцсвязь, сайт образовательной организации, авторский сайт педагога и т.д. Использование дистанционных образовательных технологий при работе с одарёнными обучающимися имеет ряд преимуществ: возможность индивидуализировать процесс обучения, выстроить личностную траекторию отдельно взятому ребёнку; удобство выбора места и времени; большие возможности в выборе школьных дисциплин; широкое использование ресурсов и сервисов сети Интернет (электронных библиотек, вебинаров, виртуальных лабораторий, виртуальных экскурсий, научных сайтов, учебных тренажеров) и др. В ходе использования ДОТ достигается открытость процесса образования, которая достигается за счёт размещения на сайтах, Интернет-платформах, тренажёрах учебных программ, дидактических материалов, планов-конспектов уроков учителя, проектов, творческих и исследовательских работ учащихся и др. Доступность процесса обучения достигается за счёт того, что учащиеся могут использовать в любое удобное для них время учебные материалы, домашние задания, ссылки на образовательные порталы, которые выложил учитель. Наглядность дистанционного обучения достигается за счёт представления на сайтах и платформах наглядных учебных пособий (схем, графиков, рисунков) и фотографий (с уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий). Таким образом, одной из главных задач образования является реализация индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. В этой связи использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) способствует появлению не только информационных компетенций, необходимых будущему специалисту для успешной работы в любой профессиональной деятельности, но и приобретению навыков и компетенций, определяющих дальнейшую успешность человека в абсолютно всех областях его жизнедеятельности. Список литературы 1. Давыдова И.П., Лебедева М.Б., Мылова И.Б. Педагогам о дистанционном обучении / под общей ред. Т.В. Лазыкиной. – СПб: РЦОКОиИТ, 2009 – 98 с. 2. Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога / Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15. 3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 224 с. 4. Рабочая концепция одаренности. — М.: МАГИСТР, 2003. - 94 с. 5. Хапаева С.С., Заичкина О.И. Индивидуализация образовательного процесса в условиях электронного обучения /Ученые записки ИСГЗ. –Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2016. – № 2. – С. 99–104.